Телесные наказания и здоровье
23 ноября 2021 г.
Основные факты Телесные, или физические, наказания широко распространены во всем мире и практикуются как в домашней обстановке, так и в школах. Примерно 60% детей в возрасте 2–14 лет регулярно подвергаются телесным наказаниям со стороны своих родителей или других воспитывающих их лиц. В некоторых странах школьники почти повсеместно сообщают о том, что переносят телесные наказания со стороны персонала школы. Риск телесных наказаний примерно в равной степени угрожает мальчикам и девочкам, а также детям из обеспеченных и малоимущих семей.
Имеющиеся данные свидетельствуют о том, что телесные наказания со временем усугубляют проблемы с поведением детей и не имеют положительных последствий.
Все формы телесных наказаний, даже легких и не наносящих вреда, неизбежно сопряжены с риском эскалации. По данным исследований, родители, применяющие телесные наказания, более склонны к особо жестоким формам обращения с детьми.
В различных странах и культурах имеется взаимосвязь между телесными наказаниями и целям рядом неблагоприятных последствий для детей, включая ущерб для физического и психического здоровья, нарушения когнитивного, социального и эмоционального развития, низкие образовательные достижения, повышенную агрессивность и насильственное поведение.
Телесные наказания представляют собой нарушение прав ребенка на физическую неприкосновенность и человеческое достоинство, здоровье, развитие, получение образования и свободу от пыток и других жестоких, бесчеловечных или унижающих достоинство видов обращения и наказания.
Ликвидация насилия в отношении детей предусматривается несколькими задачами в рамках Повестки дня в области устойчивого развития на период до 2030 г., но в наиболее явном виде – задачей 16.2: «положить конец надругательствам, эксплуатации, торговле и всем формам насилия и пыток в отношении детей».
Телесные наказания и их пагубные последствия можно предупреждать в рамках многосекторального и многоаспектного подхода, предусматривающего реформирование законодательства, изменение вредных представлений о нормах воспитания и наказания детей, оказание поддержки родителям и воспитателям детей и осуществление программ на базе школ.
Общая информация
Комитет ООН по правам ребенка, отслеживающий соблюдение Конвенции о правах ребенка, определяет «телесное», или «физическое», наказание как «любое наказание, при котором применяется физическая сила и которое призвано причинить некоторую степень боли или дискомфорта, какими бы легкими они не являлись».
С точки зрения Комитета такие наказания в большинстве случаев выражаются в нанесении детям ударов (порка, отшлепывание, трепка) рукой или каким-либо предметом (кнутом, палкой, ремнем, туфлей, деревянной ложкой и т.д.), но могут также заключаться в пинках, встряхивании или швырянии детей, царапаньи, щипании, кусании, выдергивании волос или оплеухах, принуждении детей оставаться в неудобном положении, обжигании, ошпаривании или принудительном заглатывании.
Существуют и другие, не связанные с применением физической силы виды наказания, которые также являются жестокими и унижающими достоинство и как таковые несовместимы с Конвенцией. К ним относятся, например, наказание уничижением, оскорблением, клеветой, превращение детей в предмет издевательств, использование угроз, запугивание или высмеивание ребенка.
Масштаб проблемы
Согласно данным, полученным ЮНИСЕФ с 2005 по 2013 г. в ходе национальных репрезентативных обследований в 56 странах, примерно шестеро из 10 детей в возрасте от 2 до 14 лет за последний месяц подвергались телесным наказаниям со стороны родителей в домашней обстановке. В среднем 17% детей сталкивались с жестокими наказаниями с применением физической силы (удары по голове, оплеухи, затрещины или сильные многократные удары), но в некоторых странах этот показатель превышает 40%. Существенные расхождения показателей между странами и регионами указывают на возможность предупреждения таких явлений.
Результаты сопоставимых между собой обследований свидетельствуют о том, что распространенность телесных наказаний мальчиков и девочек примерно одинакова, если не принимать во внимание некоторые страны, в которых выше показатели наказания мальчиков. Дети младшего возраста (2–4 года) подвергаются физическим наказаниям, в том числе в жестокой форме, так же часто, как и более старшие дети (в возрасте 5–14 лет), а в некоторых странах и чаще. Физические методы дисциплинарного воздействия применяются даже в отношении самых младших детей; по данным сопоставимых между собой обследований, проведенных в 2012–2016 гг. в 29 странах, трое из 10 детей в возрасте 12–23 месяцев подвергаются шлепкам.
Большинство детей подвергается как физическим, так и психологическим формам наказания. Многие родители и воспитатели признают, что применяют ненасильственные дисциплинирующие меры (например, объясняя ребенку, почему его поведение является неправильным, или лишая ребенка благ или удовольствий), но такие меры, как правило, используются в сочетании с физическими методами. Дети, подвергающиеся исключительно ненасильственным формам дисциплинарного воздействия, составляют меньшинство.
Каждый второй ребенок в возрасте 6–17 лет (732 миллиона человек) живет в стране, где не имеется полного запрета на телесные наказания в школах. Исследованиями установлено, что в странах Африки и Центральной Америки доля людей, когда либо в течение жизни подвергшихся телесным наказаниям в учебных заведениях жизни, составляет выше 70%, доля подвергшихся таким наказаниям за последний год – более 60% в регионах ВОЗ для стран Восточного Средиземноморья и Юго-Восточной Азии, а доля подвергшихся телесным наказаниям за последнюю неделю – более 40% в Африке и Юго-Восточной Азии. Более низкие показатели зарегистрированы в Регионе ВОЗ для стран Западной части Тихого океана, где показатели распространенности телесных наказаний в течение всей жизни и за последний год составили примерно 25%. Наказания с применением физической силы, судя по всему, широко распространены на уровне как начальной, так и средней школы.
Последствия
Телесные наказания провоцируют деструктивные психологические и физиологические реакции. Дети не только испытывают боль, подавленность, страх, гнев, стыд и чувство вины, но и физиологический стресс, при котором ощущение угрозы приводит к активации проводящих путей нервной системы, отвечающих за реакцию на опасность. У детей, испытавших на себе наказание с применением физической силы, нередко повышена вегетативная реактивность на стресс, перегружены системы организма, включая нервную, сердечно-сосудистую и метаболическую системы, и происходят изменения в структуре и функционировании головного мозга.
Несмотря на распространенное представление о приемлемости шлепков, такая воспитательная практика также приводит к атипичным изменениям в работе головного мозга, сопоставимым с возникающими при серьезном насилии, и это опровергает часто повторяемый довод о том, что менее тяжелые виды физического наказания не наносят вреда.
Большое количество исследований подтверждает взаимосвязи между телесными наказаниями и широким кругов негативных кратко- и долгосрочных последствий, таких как:
прямое нанесение вреда здоровью, иногда приводящее к тяжелым нарушениям, хронической инвалидности или смерти;
психические нарушения, включая поведенческие и тревожные расстройства, депрессию, ощущение безнадежности, низкую самооценку, попытки самоповреждения и самоубийства, алкогольную и наркотическую зависимость, враждебность и эмоциональную неустойчивость, которые могут продолжаться во взрослой жизни;
задержки когнитивного, социального и эмоционального развития, особенно навыков регуляции эмоций и разрешения конфликтов;
негативные последствия для получения образования, включая уход из школы и снижение успеваемости и профессиональных перспектив;
затрудненное освоение моральных норм и усиление антиобщественного поведения;
повышение уровня агрессии у детей;
насильственное, антиобщественное и противоправное поведение во взрослом возрасте;
косвенный ущерб для здоровья в результате перегрузки систем организма, в том числе развитие онкологических заболеваний, проблемы с алкоголем, мигрень, сердечно-сосудистые заболевания, артрит и ожирение в детстве и во взрослой жизни;
повышенная терпимость и склонность к другим формам насилия; и
дисфункциональные отношения в семье.
Имеются некоторые данные о зависимости реакции на телесные наказания от их интенсивности; исследованиями установлено, что с увеличением частоты телесных наказаний растет уровень детской агрессии и неуспеваемости по математике и чтению.
Факторы риска
Не существует больших различий в распространенности телесных наказаний в зависимости от пола или возраста, хотя в некоторых случаях они в большей степени угрожают мальчикам и более младшим детям. Дети с инвалидностью чаще по сравнению со здоровыми детьми подвергаются наказаниям с применением физической силы. Родители, подвергавшиеся физическим наказаниям в детстве, более склонны применять физическую силу по отношению к собственным детям.
В большинстве стран, по которым имеются данные, вероятность применения насильственных дисциплинарных методов в равной степени угрожает детям из более обеспеченных и более бедных семей. С другой стороны, в некоторых странах, испытывающих недостаток ресурсов, особенно после быстрого расширения системы образования, повышенная нагрузка на учителей, вызванная нехваткой кадровых и материальных ресурсов, может провоцировать расширение практики телесных наказаний в классе.
Предупреждение и пресечение телесных наказаний
В комплексе технических мер INSPIRE представлено несколько эффективных и перспективных путей решения проблемы, в том числе:
принятие и контроль за соблюдением законодательства, запрещающего наказания с применением физической силы. Такое законодательство обеспечивает равную защиту детей от посягательств со стороны взрослых и выполняет скорее просветительскую, нежели наказательную функцию, имея целью повышение осведомленности, формирование установки на ненасильственные методы воспитания детей и разъяснение обязанностей родителей по уходу за детьми;
программы по изменению норм и ценностей, направленные на преобразование принятых в обществе вредных норм в отношении воспитания детей и приучения их к дисциплине;
поддержка родителей и воспитателей путем распространения информации и проведения практических тренингов по развитию навыков заботливого и ненасильственного родительского ухода;
мероприятия по обучению и формированию жизненных навыков для создания благоприятной и свободной от насилия обстановки в школе и укрепление взаимоотношений между школьниками, учителями и административным персоналом;
реагирование и оказание поддержки в целях своевременного выявления пострадавших детей и их семей и предупреждения повторных эпизодов применения насильственных методов дисциплинарного воздействия и уменьшения их последствий.
Чем раньше ребенок будет охвачен данными мерами, тем больше преимущества для самого ребенка (в частности, с точки зрения когнитивного развития, формирования поведенческих и социальных компетенций, образовательных достижений) и для общества (в частности, в виде снижения уровня преступности среди несовершеннолетних и взрослых).
Деятельность ВОЗ
ВОЗ осуществляет целый ряд комплексных мер для решения проблемы телесных наказаний. В сотрудничестве с партнерами ВОЗ предоставляет рекомендации и техническую поддержку по применению научно обоснованных методов предупреждения и пресечения телесных наказаний. Профилактике телесных наказаний способствует осуществление нескольких стратегий, включенных в комплекс технических мер INSPIRE, в том числе по вопросам законодательства, норм и ценностей, родительского поведения и предупреждения насилия в школах. В Глобальном докладе о положении дел в области предупреждения насилия в отношении детей 2020 г. приводится информация о прогрессе, достигнутом странами в осуществлении законодательства и программ, способствующих сокращению масштабов данного явления. ВОЗ также активно выступает за увеличение объема международной поддержки и ресурсов, направляемых на поддержку этих научно обоснованных мер профилактики и пресечения телесных наказаний.
https://www.who.int/ru/news-room/fact-sheets/detail/corporal-punishment-and-health