Только для лиц достигших 18 лет.
 
On-line: гостей 7. Всего: 7 [подробнее..]
АвторСообщение
администратор




Сообщение: 110
Зарегистрирован: 21.06.07
Рейтинг: 0
ссылка на сообщение  Отправлено: 27.06.07 23:12. Заголовок: ЗАНЕСЁННАЯ РУКА ОТВОРЯЕТ ЦЕЛЫЙ МИР БОЛИ


ЗАНЕСЁННАЯ РУКА ОТВОРЯЕТ ЦЕЛЫЙ МИР БОЛИ

Психология Niron написал " Эта публикация идет в продолжение темы, поднятой в предыдущей статье

Жестокие воспитательные методы прусской педагогики начала прошлого века взрастили несколько поколений людей, охотно шагнувших под знамёна Гитлера. Может ли человечество усвоить уроки своей истории?

Вероника Ивовна Маанди

Как убедить родителей не подвергать ребёнка физическим наказаниям, если в ответ они находят сотни доводов в пользу обратного? Они подводят под него псевдо-педагогическую и религиозную базу, ссылаются на опыт предшествующих поколений, оправдывающий, по их мнению, правомерность телесных наказаний, и, наконец, приводят «убийственный» по убедительности аргумент: «Меня отец порол и сделал же из меня приличного человека!»
И ведь если разобраться, они не виноваты в своих взглядах. Их действительно «сделали» такими их родители. А тех ― свои… Теперь они «тиражируют» подобную модель воспитания на очередном поколении, которое, повзрослев, продолжит это на следующем… Точно так же, из лучших побуждений, искренне полагая, что побои, порки и прочие телесные наказания не только не вредны для ребёнка, а даже полезны.
И всё же они виноваты. Потому что взрослый человек в состоянии контролировать своё сознание и эмоции. Он уже не только может, но и должен понимать (или хотя бы стремиться понять) истоки и последствия своих поступков. А не воспроизводить, бездумно и тупо, ошибки предшествующих поколений.
Наука уже давно располагает неопровержимыми доказательствами того, что унижения и физические наказания, особенно на довербальной стадии развития ребёнка, необратимо калечат детскую психику и «руководят» впоследствии жизнью уже взрослого человека. Сегодня остановлюсь лишь на одном аспекте проблемы ― политических последствиях жестокого обращения с детьми, убедительно раскрытых выдающимся швейцарским психоаналитиком Элис Миллер. «У всех тиранов, биографии которых изучала, я обнаружила параноидные бредовые образования, связанные с особенностями их жизни в раннем детстве и вытеснением полученного в этот период опыта», ― пишет исследовательница и иллюстрирует свои выводы примерами из детства Мао, которого регулярно порол отец; Гитлера, которого отец дразнил, унижал и мучил, а мать никогда не препятствовала этому; Сталина, отец которого, напиваясь, избивал сына практически каждый день, а мать, обладавшая определёнными психопатическими чертами, была совершенно не способна защитить сына и проводила дни либо в церкви, либо в доме священника, помогая по хозяйству.
Эти диктаторы не осознавали в полной мере ни гнев, который испытывали по отношению к родителям, ни истинные источники того инфантильного бессознательного страха перед беспомощностью, которая на самом деле определяла их действия и заставляла посылать на смерть десятки миллионов людей. Все они до конца жизни идеализировали родителей, отрицали свои истинные чувства к ним, потому что, во-первых, ненавидеть собственного отца строжайше запрещено воспитанием, а во-вторых, ребёнку в целях самосохранения необходимо иметь иллюзию, что у него хорошие родители. Ненависть может быть дозволена только по отношению к другим объектам. И когда они находятся ― будь то евреи или какие-то прочие «враги народа» ― уж тогда это чувство изливается практически беспрепятственно.
Однако, всё это так и осталось бы трагедией одной, отдельно взятой семьи или личности, если бы паранойя лидеров не находила отклика в массах. Почему же массы так легко подвергались идеологической обработке, охотно шли на поводу тиранов и, в свою очередь, сами быстро становились тиранами, садистами и извергами, истязавшими и уничтожавшими людей, проводившими над ними бесчеловечные опыты в гетто и концентрационных лагерях? А потому ― и это главное, ещё более страшное открытие Элис Миллер, ― что их идеология ложилась на взрыхлённую, подготовленную почву. «По-моему, одним из возможных действующих факторов здесь, ― пишет исследовательница, в частности, относительно распространения фашистской идеологии, ― является деструктивный стиль воспитания, применявшийся к детям раннего возраста в Германии на рубеже веков. Этот стиль я без колебания могу назвать всеобщим и повсеместным истязанием детей. Только мужчины и женщины, сами подвергавшиеся в детстве моральной и физической жестокости и не видевшие ничьей любви, могли позволить превратить себя в ревностных исполнителей воли Гитлера».
Задолго до того, как Гитлер пришёл к власти, в прусской педагогике господствовали весьма своеобразные воспитательные методы, которые нельзя назвать иначе, чем последовательным и систематическим истязанием детей. Эти методы базировались на педагогических трактатах доктора Даниила Готлиба Моритца Шребера. Он был автором концепции знаменитых «шребергэртен» – небольших наделов земли, раздававшихся немецким крестьянам. Вероятно, благодаря этому он стал так популярен, что и его педагогический авторитет ни у кого не вызывал ни тени сомнения. Кроме того, его воспитательные взгляды гармонировали с известными немецкими поговорками и лозунгами: «Да здравствует то, что делает нас выносливыми!», «Всё, что не убивает, делает нас сильнее».
Пороть детей было издавна заведено и в приходских школах. Уже за 400 лет до Шребера и Гитлера подобные рекомендации давал такой образованный человек, как Мартин Лютер (его, кстати, в детстве тоже жестоко избивали, сначала мать, потом отец и учитель). Возможно, именно это стало главной причиной того, что трактаты Шребера были восприняты его современниками без критики, а даже, наоборот, с восхищением и жаждой ― некоторые его работы выдержали до сорока изданий. Читатели испытывали подсознательное облегчение ― Шребер давал им индульгенцию. Сами подвергавшиеся в детстве жестоким наказаниям, они вряд ли считали избиение детей большим грехом. Однако христианская мораль всё же призывала к человеколюбию и состраданию к слабому. А тут они фактически получали «разрешение» делать то, к чему давно тянулась их рука.
Последователи Шребера с большим энтузиазмом учились у него тому, как воспитать идеальных граждан германского государства. Прежде всего, следовало с первого дня жизни приучать младенца к безусловному подчинению. Родитель должен был стать повелителем ребёнка, чтобы впоследствии «одного лишь взгляда, одного угрожающего жеста было достаточно, чтобы полностью подчинить ребёнка себе». Если младенец плачет, его нужно заставить замолчать «любым физически доступным способом». Для воспитания такого необходимого для истинного немца качества, как самоотречение, малыша «помещали» на колени к няне, которая в это время ест или пьёт всё, что ей по вкусу. «Как бы ни были сильны у ребёнка возникающие в этой ситуации оральные потребности, их не следует удовлетворять», ― гласили инструкции.
Такой была повседневная педагогическая практика в те десятилетия. А теперь сравните её с тем, каким видел правильное воспитание будущей немецкой нации Гитлер. Он лишь развил и усилил то, что до него уже давно стало обыденным и широко применялось: «Мой идеал воспитания — жёсткость. Всё слабое должно быть отсечено. В замках моего военного ордена вырастет молодое поколение, которое вселит страх в сердце всего мира. Безжалостные, искусные, бесстрашные, непримиримые молодые люди — вот что мне нужно. И молодые должны стать такими. Они должны терпеливо сносить боль. В них не должно быть никакой слабости или нежности... Тогда я смогу переделать всё заново».
Каковы же последствия подобного воспитания для отдельной личности? Ещё пятнадцать лет назад учёные не могли говорить о них с полной уверенностью. Теперь у них есть основания утверждать: мозг человека в момент рождения сформирован далеко не полностью, и его возможность развиваться зависит от того, что испытывает ребенок в первые три года жизни. У подвергающихся жестокому обращению детей происходит поражение определённых отделов мозга, проявляющееся впоследствии ярко выраженной эмоциональной и интеллектуальной недоразвитостью. Согласно современным нейробиологическим данным, повторная травматизация приводит к усиленному выбросу гормонов стресса, вступающих во взаимодействие с чувствительной мозговой тканью и разрушающих нейроны.
Немецкие дети в те годы подвергались не только «физическим мерам воздействия», но и подавлению мира эмоций. Родителям внушали, что все физические проявления привязанности, объятия, поцелуи и прочие «телячьи нежности» неизбежно приведут к избалованности, попустительству и «дегенеративному слабоволию». А потому несовместимы с воспитанием твёрдого выносливого характера.
Теперь мы знаем, какие последствия влечёт отсутствие у детёныша ― звериного или человеческого ― непосредственного, успокаивающего и ободряющего контакта с родителями. Животные, вскормленные искусственно, вырастают агрессивными, не выказывают интереса к собственному потомству и склонны убивать представителей своего вида. Известен и феномен госпитализации, гласящий, что грудные дети, изолированные для лечения в особо строгих условиях, умирают именно от эмоциональной недостаточности. А последние нейробиологические исследования подтверждают: не только при избиении, но и при отсутствии нежного физического контакта с родителями у ребёнка остаются недоразвитыми те участки мозга, которые отвечают за эмоциональную сферу, способность к сочувствию и состраданию.
Но и это ещё не всё. «Информация об испытанной в детстве жестокости в бессознательной форме сохраняется и накапливается в мозге человека. Сознанию ребёнка невозможно вместить опыт подобного обращения со стороны взрослых. Чтобы не разрушиться под воздействием боли и страха, он должен вытеснить знание о них. Однако бессознательное толкает его к тому, чтобы воспроизводить вытесненные сцены снова и снова в попытке (и в тщетной надежде) избавиться от страха, который родили в нём жестокость и издевательства. Жертва создаёт подобные прошлому ситуации, но на этот раз берёт на себя активную роль, чтобы побороть чувство беспомощности и избавиться от бессознательной тревоги», ― пишет Элис Миллер, объясняя, откуда берутся такие люди, как Эйхман, Гиммлер, Гесс, а также сотни тысяч других: офицеры и рядовые нацистской армии, палачи и надзирательницы в лагерях смерти.
Итак, жестокое обращение в раннем детстве вызывало в них потребность вымещения накопившейся в них агрессии на каком-нибудь объекте. Это ― раз. Долгое время причинённый им в детстве ущерб оставался незаметным. Они взрослели и внешне выглядели как вполне нормальные мужчины и женщины. Но когда они сами становились родителями, всё обнаруживалось: они начинали поступать со своими детьми так же, как когда-то поступали с ними. Не только потому, что другого способа воспитания они не знали. Главное ― их собственная неосознанная и вытесненная детская боль требовала выхода.
Тут как раз подвернулась подходящая идеология. Им предложили удобный объект для излития ненависти ― «недочеловеки», евреи и вообще все те, кто не принадлежит к высшей арийской расе. «Идеологической муштры им вовсе и не требовалось, потому что на уровне бессознательном, телесном истязатели давно знали, чего им хочется, и ждали только разрешения следовать собственным глубинным побуждениям. С другой стороны, никакая идеологическая обработка – в школе или где бы то ни было ещё ― не может породить ненависть в человеке, не имеющем к этому внутренней предрасположенности». Это ― два.
Эмоциональное подавление в детстве сделало их физически неспособными к сочувствию, созерцание чужого горя не волновало, не беспокоило, вообще никак их не задевало. Атрофия эмоциональности позволила палачам спокойно жить в послевоенные годы, не испытывая угрызений совести ― три.
Данный постулат отчасти доказывает также правоту тех, кто отрицает определяющую роль личности в истории. Не Гитлер, так кто-нибудь другой, обладающий некоей харизмой, рано или поздно направил бы десятилетиями, если не веками копившуюся агрессию и деструктивную энергию масс против того или иного врага. Внутреннее давление так или иначе сорвало бы клапан напускной респектабельности и аристократической сдержанности.
Такова цена ошибок воспитания. Одна неверная педагогическая теория, воспринятая массами без критики, вырастила несколько поколений изувеченных людей, наполненных такой внутренней ненавистью, что одних только собственных детей уже оказалось недостаточно, чтобы излить её всю. Потребовался ещё какой-нибудь «козёл отпущения».
Жертвы ― меньшинства, на которые направляется ненависть, а также идеологии, оправдывающие её, в разное время и в разных странах свои. Но истинные мотивы всегда одни ― подавленные негативные эмоции детства. «И в нацистской Германии, и среди американских солдат-добровольцев во Вьетнаме, ― утверждает Элис Миллер, ― большинство совершавших самые вопиющие военные преступления лиц составляли те, кто подвергался жестокому обращению в детстве». Точно так же преступники, совершающие сексуальные посягательства в отношении детей, как известно, сами в прошлом бывают жертвами подобных преступлений.
«Отыгрывание» на самом себе или на другом человеке собственных детских психологических травм помогает лишь на очень короткое время и не приводит к полному и окончательному освобождению от негативных чувств, пока они остаются вне сознания. Необъяснимая тяга к причинению боли, неизвестно откуда возникающая ярость могут исчезнуть только тогда, когда человек поймёт истинные причины происходящего с ним и осознает свою естественную реакцию на пережитое.
Исключения, как известно, подтверждают правило. В истории нацизма тоже есть исключения ― люди, подвергавшиеся такой же, как и все, идеологической муштре, но не поддавшиеся ей. В годы геноцида они, рискуя собственной жизнью, спасали людей. Почему? Никто из них не мог ответить на этот вопрос. «Я просто должен был сделать это, ― только и говорили они. ― Я не мог оставаться в стороне и наблюдать, как творится произвол».
Во всех культурах подобное поведение называют благородством. В психологии ― продиктованным совестью. Откуда же усваивает человек такие установки? Многие пытаются объяснить это «религиозными и моральными ценностями, христианским милосердием, воспитанным учителями». Однако все нацистские преступники в детстве тоже получили религиозное воспитание…
А вот семейные воспитательные традиции в домах тех благородных людей резко отличались от общепринятой модели. Родители воспитывали их посредством убеждения, а не побоев. Телесные наказания случались лишь в исключительных обстоятельствах ― за особо серьёзные проступки. А не потому, что у родителей возникала потребность в разрядке необъяснимого и неподконтрольного им чувства гнева. Например, один из тех, кто противостоял нацизму, рассказал, что его как-то отшлёпали ― за то, что он повёл младших детей на лёд ещё слабо замёрзшего озера. А другой вспомнил, что отец ударил его всего один раз в жизни и потом извинился. «В отличие от бесконтрольного аффективного поведения, которое кажется субъекту оправданным исключительно в силу интенсивности собственного переживания, ― заверяет Элис Миллер, ― попытка родителей объяснить ребёнку, в чём он не прав, равносильна выражению уверенности в его добрых намерениях. Подобное действие вытекает из уважения к ребёнку, веры в его способность развиваться и сознательно контролировать собственное поведение».
«Но у нас ведь нет такого массового истязания детей, как в Германии начала прошлого века», ― может возразить мне иной несогласный читатель. Массового, согласна,― нет. Но детей в России били и бьют. А если судить по росту подростковой агрессивности, в последние годы ― значительно больше. 10-13-летние дети в слепой ярости забивают до смерти запоздалого прохожего, а потом невинно моргают, искренне не понимая, как это могло с ними случиться, но и не особенно переживая. Где корни этого насилия, этой неподконтрольной сознанию ненависти, полного отсутствия жалости к жертве и неспособности к раскаянию? Где, как не в перенесённых, а зачастую и продолжающихся родительских и учительских (их ведь тоже «нельзя ненавидеть, надо уважать») издевательствах, физических и моральных?
Детей у нас очень часто считают людьми если не второго сорта, то низшего ранга, подчинённого положения. Каждый, кто старше по возрасту или выше по статусу, может повысить на ребёнка голос (на подростка уже нет ― боятся ответной реакции), сказать что-либо оскорбительное, унизить, толкнуть, ударить. Ребёнок же в ответ должен только терпеть и молчать. Поступать так по отношению к детям не возбраняется даже совершенно чужим людям ― прохожим, пассажирам общественного транспорта. Что уж говорить о родителях, которые нередко обращаются со своими детьми как с неодушевленной собственностью. Они не в состоянии увидеть в ребёнке личность, равную себе.
Несмотря на все декларации, ребёнок в нашем обществе ― самое бесправное существо. Выше него все: родители, учителя, братья и сестры, если они хоть на пару лет старше. Эйджизм, дискриминация по возрасту, становится для него нормой. И вырастая, ребёнок охотно занимает место того самого «деда», который унижал его, когда сам он был маленьким. А вы ещё спрашиваете, откуда в нашей армии «дедовщина»…
©2005СМИ«ИНТЕЛЛИГЕНТ».


"

Разместил: micl [26/11/2006]

Взято с сайта Ременная педагогика.
http://club.bsp-txt.org/modules.php?name=News&file=article&sid=168

Спасибо: 0 
ПрофильЦитата Ответить
Ответов - 9 [только новые]


администратор




Сообщение: 3367
Зарегистрирован: 26.03.18
Откуда: Deutschland
Рейтинг: 7
ссылка на сообщение  Отправлено: 30.12.24 14:59. Заголовок: Guran пишет: Одна н..


Guran пишет:

 цитата:
Одна неверная педагогическая теория, воспринятая массами без критики, вырастила несколько поколений изувеченных людей, наполненных такой внутренней ненавистью, что одних только собственных детей уже оказалось недостаточно, чтобы излить её всю. Потребовался ещё какой-нибудь «козёл отпущения».



То же самое будем наблюдать и сейчас - поиски "козлов отпущения" уже активно ведутся, тестируются различные группы граждан, и во что это выльется для взрослых по итогу - никто предсказать не сумеет, но драть будут больше, и уже лупят - и в Армии, и в зонах, и на следствии и просто на улице, если рожей не вышел...

То же и для детей - однозначно, что детям нынешнего поколения младших школьников будет доставаться не в пример круче, больнее и чаще, чем подросткам нынешним, не говоря уже о поколении начала 2000х.










То, что должно быть сказано, должно быть сказано ясно. Спасибо: 0 
ПрофильЦитата Ответить



Не зарегистрирован
Зарегистрирован: 01.01.70
ссылка на сообщение  Отправлено: 31.12.24 19:33. Заголовок: С другой стороны - п..


С другой стороны - поколение наших дедов, которых, что уж отрицать, в детстве лупили не в пример чаще чем сейчас, сломали хребет германскому нацизму. У них хватило силы, духа, злости пережить все это и победить.

Спасибо: 0 
Цитата Ответить



Не зарегистрирован
Зарегистрирован: 01.01.70
ссылка на сообщение  Отправлено: 01.01.25 15:25. Заголовок: Ульяновых тоже порол..


Ульяновых тоже пороли?

Спасибо: 0 
Цитата Ответить
администратор




Сообщение: 3372
Зарегистрирован: 26.03.18
Откуда: Deutschland
Рейтинг: 7
ссылка на сообщение  Отправлено: 01.01.25 16:32. Заголовок: Sakh пишет: У них х..


Sakh пишет:

 цитата:
У них хватило силы, духа, злости пережить все это и победить.



А потом, вернувшись домой с проблемами в собственной психике (ПТРС никто в то время не называл, но все вернувшиеся были под ним), продолжили драть своих отпрысков с новой злостью и силой.

Кстати сказать, не раз думал о влиянии ВОВ на традиции воспитания в нашем обществе - ведь было это влияние. Одно дело что неизвестное количество миллионов мужиков вернулись с фронта (только погибло от 25 до 41,7 миллионов, а сколько воевало?), а еще миллионы прошедших через ГУЛАГ, где тоже били до смерти, если не хотел подчиниться.

А добавте к этим несчитанным миллионам жителей СССР и тех, кто в том ГУЛАГЕ служил, и если не ремнём по жопе, то прикладом по ребрам (тоже не считано - не меряно), а офицерский корпус победившей армии, которые дубьём и наганом гнали солдат в бой...

Это к тому, что всё общество было воспитано кнутом, а не пряником, потому и ремень оставался в деле воспитания гланым аргументом. Любая война рождает жестокость.




То, что должно быть сказано, должно быть сказано ясно. Спасибо: 0 
ПрофильЦитата Ответить



Не зарегистрирован
Зарегистрирован: 01.01.70
ссылка на сообщение  Отправлено: 01.01.25 17:41. Заголовок: Guran пишет: продол..


Guran пишет:

 цитата:
продолжили драть своих отпрысков


Вспоминается фильм "Француз", по мотивам произведения "В ожидании козы", где отец, вернувшийся домой логично начинает пороть сыновей за дело, но даже он понимает, что это не выход, т к. детки сами, кого хочешь" "перекуют" ...

Спасибо: 0 
Цитата Ответить
администратор




Сообщение: 3373
Зарегистрирован: 26.03.18
Откуда: Deutschland
Рейтинг: 7
ссылка на сообщение  Отправлено: 01.01.25 19:38. Заголовок: Sakh пишет: Вспомин..


Sakh пишет:

 цитата:
Вспоминается фильм "Француз", по мотивам произведения "В ожидании козы"



Тоже об этой книге думал, когда писал коммент. Ведь то, как мужик из постели выпрыгивал и есть классический пример ПТРС. Вообще-то, жуткая книга о страшном детстве в страшные годы

https://porka.forum24.ru/?1-4-0-00000386-000-0-0-1664916135











То, что должно быть сказано, должно быть сказано ясно. Спасибо: 0 
ПрофильЦитата Ответить



Не зарегистрирован
Зарегистрирован: 01.01.70
ссылка на сообщение  Отправлено: 05.01.25 21:48. Заголовок: Guran пишет: жуткая..


Guran пишет:

 цитата:
жуткая книга о страшном детстве в страшные годы


Все-таки это какая-то аномалия ... наши родители, дети войны, и их отцы кто вернулся домой не помнили даже близко такого ...

Спасибо: 0 
Цитата Ответить
администратор




Сообщение: 3376
Зарегистрирован: 26.03.18
Откуда: Deutschland
Рейтинг: 7
ссылка на сообщение  Отправлено: 05.01.25 21:58. Заголовок: Sakh пишет: наши ро..


Sakh пишет:

 цитата:
наши родители, дети войны, и их отцы, кто вернулся домой не помнили даже близко такого ...



Любой опыт жизни уникален, и не будем забывать, что это художественное произведение, где автор может собрать воедино не только собственный, но и чужой опыт или наблюдения, да и придумать что-то в тему.
Но в повести меня сильно смутило только обращение с порохом и керосином в доме (спалили бы пацаны хату с первого раза). Все остальное - очень реалистично описано.












То, что должно быть сказано, должно быть сказано ясно. Спасибо: 0 
ПрофильЦитата Ответить



Не зарегистрирован
Зарегистрирован: 01.01.70
ссылка на сообщение  Отправлено: 07.01.25 20:12. Заголовок: Guran пишет: обраще..


Guran пишет:

 цитата:
обращение с порохом и керосином в доме


У моего отца, тоже ребёнка войны, на всю жизнь был большой шрам на ноге, который он подростком получил ...

Спасибо: 0 
Цитата Ответить
Ответ:
1 2 3 4 5 6 7 8 9
большой шрифт малый шрифт надстрочный подстрочный заголовок большой заголовок видео с youtube.com картинка из интернета картинка с компьютера ссылка файл с компьютера русская клавиатура транслитератор  цитата  кавычки моноширинный шрифт моноширинный шрифт горизонтальная линия отступ точка LI бегущая строка оффтопик свернутый текст

показывать это сообщение только модераторам
не делать ссылки активными
Имя, пароль:      зарегистрироваться    
Тему читают:
- участник сейчас на форуме
- участник вне форума
Все даты в формате GMT  1 час. Хитов сегодня: 767
Права: смайлы да, картинки да, шрифты да, голосования нет
аватары да, автозамена ссылок вкл, премодерация вкл, правка нет



Добро пожаловать на другие ресурсы