Только для лиц достигших 18 лет.
 
On-line: гостей 9. Всего: 9 [подробнее..]
АвторСообщение
постоянный участник




Сообщение: 49
Зарегистрирован: 02.07.19
Рейтинг: 2
ссылка на сообщение  Отправлено: 24.10.20 20:26. Заголовок: Всё было ещё впереди...


В продолжение «шекспировской серии», которую открыли Львовна и Сталкер рассказом «Немного прозы о стихах…»

Всё было ещё впереди…

Сумерки скрадывали очертания предметов, которых в этой комнате западного крыла замка было совсем немного: грубо сколоченная из стволов северных сосен кровать, стол с гладкой, без зазубрин столешницей, лежащая на нём книга с давно потерявшим позолоту потрёпанным корешком. Через небольшое открытое окно вплывали волны напитанного горьковатой полынью воздуха. В медном подсвечнике горела свеча, и маленькая, жаркая жизнь билась в её тонком пламени.
Здесь, в этой комнате, что в десять, что в пятнадцать лет, мало что, оказывается, меняется: от густой тишины, полутьмы, одиночества опять где-то под сердцем закрадывается холодок страха. Кристер сел на кровать, упёрся локтями в колени, сжал пальцы в замок. Кровь, переданная ему многими поколениями датских королей, оглушительно стучала в висках, тонкие черты лица, над которыми заботливо потрудилась природа, застыли от напряжения, внутри, как кипящая вода в чугунном котле, клокотала обида. А ведь ещё недавно, утром этого длинного дня, всё было по-другому…

***
Сбросив туфли, Лея, подружка его детских игр, бежала по прибрежным камням, и морская пена время от времени покрывала её босые ноги, подол лёгкого платья. Они играли в «лягушку», и каждый раз, когда плоский камень, брошенный её рукой, дольше прыгал по волнам, Лея звонко смеялась, откидывая на спину разметавшиеся волосы. Кристер смотрел на неё и словно не узнавал, для него всё в ней казалось новым: и эти волосы, которые не хотели держаться диадемой, и рыжие веснушки на щеках, и даже лист подорожника, который, лизнув, она припечатала к содранной коленке.
Потом сидели на мягком травяном ковре, на размётанном подоле платья Леи лежала охапка полевых цветов, и её тонкие, быстрые пальцы, выбрав маргаритку или горицвет, вплетали гибкий стебель в тугой венок.
– Ивер такой напыщенный, такой гордец, всегда говорил, что учитель фехтования у него один из лучших во всей Франции, а вы с такой лёгкостью загнали его в угол и выбили шпагу из рук! – Лея со смехом вспомнила о вчерашнем поединке, в котором её старший брат Ивер хотел явить своё искусство фехтования. Смешно скорчив рожицу, она так уморительно показала, каким растерянным и удивлённым был брат, что Кристер не мог не рассмеяться в ответ, хотя тут же возразил:
– Нет, нет, Ивер хорошо фехтует, но просто он горяч, им легко управлять, а в любом поединке нужно хладнокровие.
– Да, наш папа то же самое Иверу всегда говорит. Про хладнокровие.
– Ваш отец добрый. И умный, – Кристер мало знал отца Ивера и Леи, но ему хотелось говорить ей только хорошее.
– Мне очень грустно, принц, что вы уезжаете, – сказала вдруг Лея вовсе не в тон их разговора, и тень печали набежала на её живое, изменчивое лицо.
Кристер и сам чувствовал, что его скорый отъезд в Виттенберг, который он так ждал и о котором мечтал, его вовсе не радует: учёба в университете обещала не только свободу, но и разлуку с той, одно имя которой отзывалось в нём музыкой.
– Мне тоже грустно, Лея. Четыре года – это вечность.
И чтобы сбить какую-то непривычную для обоих «взрослую» грусть слов, а больше для того, чтобы под пеленой дурашливого тона скрыть самое важное для него, Кристер с наигранным пафосом выпалил:
– Лея, я не смогу без вас, я… я просто – утоплюсь! И в знак любви к вам я утоплюсь вот с этими цветами!
Кристер схватил охапку ещё не вплетённых цветов, словно случайно коснувшись её руки, – и вот уже с хохотом они мчались к замку, мелькали её босые ноги, прыгали чёртики радости в его глазах, а где-то так и остались лежать её легкие туфли и недоплетённый венок.

***
Странный звук заставил его вздрогнуть: летучая мышь с курносой, ушастой мордочкой и перепончатыми крылышками села на окно и, едва слышно процвиркав что-то, тут же исчезла, мгновенно выбросив Кристера из его воспоминаний в эту едва начавшуюся и такую бесконечную ночь.
Принц уже знал, чем можно хоть немного освободить себя от плена страха, заставить думать о чём-то другом – нужно открыть единственную в этой комнате книгу, строки которой все пять лет помогали ему утихомирить водовороты обиды, гнева, иногда отчаяния. Саксон Грамматик. «Деяния данов». Её пожелтевшие от времени листы хранили следы проведённых здесь ночей: вот побуревшие пятна с неровными краями, покрывшие одну из первых страниц, - следы его слёз, когда, ещё десятилетний, он плакал в ожидании утренней порки, уже зная, как нетерпимы болезненные удары тонкой лозы. А вот здесь вырвано несколько страниц и затем вклеено хлебным мякишем – это порыв его гнева, несогласия с жестокостью выбранного для него наказания: его, принца крови, будут сечь розгами, в то время как за многих сыновей придворных страдали мальчики для порки.
Чтение истории датских королей, по мысли отца, и должно стать подготовкой к наказанию: смирением хаоса чувств, пониманием в одиночестве и неспешности того, что должно быть понято. А «должно быть» – многое:
– Ты должен стать настоящим королем, а что же за король, который, отвечая за страну, не может отвечать за свои поступки?
– Ты должен стать правителем, а что же за правитель, который не может править самим собой?
«Преодолеть», «благородство», «терпение», «доблесть» – все эти слова тонули в первых же разрывах обжигающей боли, тело диктовало свои законы, но Кристер раз за разом учился им сопротивляться. Вот уже два года он терпел порку без криков – лишь стоны, всхлипы, лишь слёзы, над которыми никто не властен.
– Король должен сохранять присутствие духа в любых обстоятельствах. Терпение – это доблесть, а не слабость.
«Терпение» – и он будет сильнее стискивать повлажневшими ладонями доски кровати, вжиматься в неё телом, остающимся таким беспомощно-открытым, таким доступным для впивающейся в него розги.
Кристер нашёл свои любимые страницы описания правления короля Вальдемара Второго, и опять перед его глазами – уже не знаки на бумаге, а картины великих битв отважного и мудрого правителя, которого он всегда представлял в облике своего отца: борода чернь с серебром, твёрдый взгляд. «Ведь получив от своих предков богатое наследство, ты ещё более расширил пределы своего королевства, завоевав соседей и распространив свою власть вплоть до изменчивых вод Эльбы. И поскольку ты весьма известен как своей отвагой, так и милосердием, трудно сказать, что тебе удаётся лучше: вселять во врагов ужас своими ратными делами или ласкать соотечественников своим человеколюбием». Да – отвага и милосердие, сила и любовь!
Зачитавшись, Кристер почти не услышал, как лязгнул замок, медленно, словно нехотя открылась дверь и в комнату, опять ставшую для него лишь темницей, робко, будто извиняясь за то, что он должен быть здесь, вошел Йенс – шут при дворе отца и даже ещё деда. Сейчас, без своего обычного кричаще-яркого наряда и шутовского колпака, старый Йенс был похож на доброго волшебника Харальда из пятой книги «Деяния данов»: широкий мясистый нос, блестящая лысина в окружении редких пучков седых волос, небольшие, полные теплоты глаза под густыми бровями. Йенс втащил деревянную кадушку с торчащими прутьями, поставил её в угол комнаты и, чуть слышно прошаркав туфлями с загнутыми носами, присел на самый край кровати. Он смотрел на принца, и от робкой, слегка виноватой улыбки разбегались морщины по его лицу.
Кристер знал причину такой улыбки: старик принёс заготовленные им розги. Десять длинных, без сучков и почти без коры прутьев. Все эти годы это было его обязанностью. Йенс выбирал их неторопливо и обстоятельно, чтобы не были излишне толстыми или сучковатыми – и в этом сказывалась его забота о принце, страдания которого и так будут достаточными, не стоит их усиливать случайным сучком, что может ранить кожу.
– Йенс, почему отец так строг со мной? – лишь верному шуту Кристер мог задать такой вопрос, только с Йенсом он не стыдился своего страха, слабости и, как прежде, мог чувствовать себя ребёнком.
– Почему?! – и кулак Кристера обрушивается на столешницу, словно этим может быть вырван ответ из её молчаливого дерева.
Йенс подходит к принцу, и его рука с выпуклыми старческими венами мягко касается его волос. Стоящий старик почти одного роста с сидящим юношей, глаза в глаза, и вот они не принц и шут, а два понимающих друг друга человека.
– Всё будет хорошо, мой мальчик, нужно только немного потерпеть, – Йенс никогда не говорил о «доблести королей», «обязательствах», «преодолении», он просто слегка хрипловатым, откуда-то из глубины идущим голосом говорил одно и то же все эти годы, и хотя это не было ответом на вопрос, но Кристер всё равно хотел его слышать.
Если попросить его остаться на всю ночь, Йенс сделает это с готовностью и даже радостью, чтобы помочь принцу облегчить ожидание. Лишь они двое знали, что весь первый год старик оставался в этой комнате с принцем, но уже с одиннадцати лет Кристер просил его уйти, перебарывал страх одиночества, отчего боязнь самого наказания становилась слабее.
Когда за старым шутом закрылась тяжелая дверь, Кристер знал, что утром, в те мгновения, когда он ляжет на кровать, ухватится руками за её низкую спинку, закроет глаза и стиснет зубы в ожидании первого удара, он будет слышать не только шаги отца, встающего сбоку, не только короткий, тонкий свист розги, но и голос Йенса: «Всё будет хорошо… потерпеть…немного потерпеть».

***
Кристер подошел к кадке и взял один прут. Розга была гибкой, лёгкой и при этом жёсткой. Сразу представилось, как, издав свистящий звук, эта гладкая, пружинящая жёсткость врежется в тело. Даже сейчас принц не смог сдержать тихий стон, словно кипяток боли уже ошпарил его. От каждого удара вспухнет рубец: потом, лежа в своей комнате на кровати под балдахином, он осторожно будет прикасаться сзади к телу, ощущая неровности ставшей особо чувствительной кожи. Боль – из палящей, немыслимо-режущей – к тому времени будет уже саднящей, вполне терпимой.
Кристер шумно вздохнул. Отец всегда бил сильно, но медленно, не давая захлебываться в жарких волнах, и, когда темнело в глазах, хотелось вскочить, метнуться к двери, колотить ногами, именно воздух, с шумом и всхлипом врывающийся в легкие, помогал пригасить несущийся по нервам импульс боли.
– Твоё сознание, твой дух сильнее плоти, умей подчинять тело своей воле – в этом тоже доблесть королей, – эхом отдавались в памяти слова отца.
Кристер знал, что нужно сдерживать свои чувства, но как это трудно в пятнадцать лет, особенно когда внутри вспыхивает пожар. А он вспыхнул – во время обеда в честь приезда его дяди Фредерика, младшего брата короля. Как всегда, громко, пышно, пренебрегая предварительным извещением («Зачем? Ведь мы – одна семья!»), дядя с кавалькадой всадников появился ближе к полудню, и тут же тишина внутреннего двора королевского замка взорвалась конским ржанием, цоканьем копыт, громкими голосами, криком стремянных. Высокий, в алом атласном плаще, с крупными чертами выразительного лица, Фредерик сразу приковывал взгляд.
С раннего детства Кристер чувствовал в дяде что-то чужое, отталкивающее, злое, хотя видимых причин для этого не было. Разве что капризный изгиб губ, цепкий взгляд прищуренных глаз, медово-приторный голос, когда, обращаясь к Кристеру, дядя называл его «милый племянник», «наш наследник». Почему ни отец, ни мать не чувствуют в этой патоке слов и улыбок Фредерика ложь, всегда одну лишь ложь?!
«Затем прозвучали трубы, и оба войска что было сил бросились друг на друга. Можно было подумать, что внезапно небо упало на землю, провалились поля и леса, всё смешалось, вернулся древний хаос, божественное и земное слились воедино в одном яростном вихре, и всё это понеслось навстречу собственной гибели». Когда Кристер читал описание схватки норманнов с франками, он представлял своего отца в кипении недавной битвы с Норвежцем, честная и трудная победа в которой почти удвоила земли датского владычества. И разве мог дядя, поднявший кубок в честь этой победы, не знать, что всё могло закончиться гибелью! Знал – но почему ж тогда медлил, почему словно выжидал, на чьей стороне будет перевес, почему так затянул ввод в битву своей конницы? Опять ложь!
– Дядя, ваши хвалебные речи лучше было бы заменить помощью в битве! – именно за эти сказанные им во всеуслышание слова Кристер и расплачивался сейчас ожиданием своего последнего наказания.

***
Ему десять лет. Он сидит на кровати, нахохлившись, словно выпавший из гнезда птенец, не зная, что нужно делать. «Я помогу тебе. Не бойся, – столько нежности в словах отца, столько любви. – Ложись на кровать и ухватись руками за спинку». Прикосновение руки, спущенные штаны – и прохлада накрывает обнажённое тело. Стыдно! Тонкий свист за спиной – разрыв боли – ещё и ещё! «Не надо! Пожалуйста! Больно!» Ещё и ещё! Слёзы! «Помоги мне!» И вновь, содрогаясь от всхлипов и глядя через плечо на прервавшего порку отца, уже тише: «Помоги». В первый раз к королю на «ты». Отец подходит ближе, гладит по голове, от его руки идёт властная и нежная сила. Он мягко прижимает спину. Розга вновь поёт свою хищную песню. Невозможно увернуться – и терпеть уже легче.
Кристер вздрогнул, как от толчка, книга упала на пол от его неловкого движения, и он понял, что опять уснул за столом. Послышались шаги, загрохотали ключи в замке. Страха уже не было. Ни вчерашнего страха, ни вчерашней обиды.
Сейчас войдёт тот, кто, единственный, имеет право ему приказать, кому принц поверил ещё с первого раза и будет верить всегда. И у кого такое же имя – Кристер.

Спасибо: 5 
ПрофильЦитата Ответить
Ответов - 8 [только новые]







Сообщение: 32
Зарегистрирован: 17.08.19
Рейтинг: 3
ссылка на сообщение  Отправлено: 25.10.20 20:44. Заголовок: Странно, что все хра..


Странно, что все хранят гордое молчание по поводу этого небольшого, но явно неординарного произведения. Одно из двух: либо рассказ (фактически — миниатюра или зарисовка) слишком необычен и его не с чем сравнить, либо читателям претит слишком терпкий дух европейской полулегендарной старины.

Что до меня, то я не вижу проблемы ни в первом, ни во втором, так что могу высказаться непредвзято и искренне. Но прежде, чем я это сделаю, хотелось бы уточнить кое-какие детали из области фактологии.

Признаюсь откровенно, я отнюдь не знаток истории средневековой Европы и разбираюсь в ней не лучше, чем свинья в апельсинах. Поэтому первый вопрос профана, который напрашивается сам собой: герои рассказа — реальные исторические личности или вымышленные персонажи? Думаю, каждому понятно, что шекспировский Гамлет — герой откровенно фантазийный, поскольку он живёт явно не в то время, когда существовал его исторический прототип. А что имеем здесь? Логично предположить, что принц Кристер — это будущий король Дании Кристиан (Кристьерн), но вот вопрос: какой именно из датских Кристианов (коих было много)?

Быть может, мой вопрос вызовет улыбку у тех, кто сколько-нибудь хорошо знаком с историей скандинавских стран, а также у тех, кто вообще не имеет привычки отыскивать исторические параллели. Но для меня проблематично составить ясное и цельное мнение о рассказе до тех пор, пока я, по крайней мере, не уясню себе, в какое время происходит действие. Проще говоря, какой там век-то на дворе, коль хлещут принцев при дворе?

Ihr naht euch wieder, schwankende Gestalten,
Die früh sich einst dem trüben Blick gezeigt.
Versuch ich wohl, euch diesmal festzuhalten?
Fühl ich mein Herz noch jenem Wahn geneigt? ©
Спасибо: 1 
ПрофильЦитата Ответить
постоянный участник




Сообщение: 50
Зарегистрирован: 02.07.19
Рейтинг: 2
ссылка на сообщение  Отправлено: 25.10.20 21:27. Заголовок: Iken, этот рассказ н..


Iken, этот рассказ никакой исторической основы не имеет, это просто фанфик по мотивам "Гамлета". Кристер - это Гамлет, Лея - Офелия, Ивер - Лаэрт, Йенс - Йорик, Фредерик - Клавдий.
А насчёт "хлещут принцев при дворе" - так рассказ-то тематический, поэтому это просто тематическое допущение: а почему бы и не...

Спасибо: 0 
ПрофильЦитата Ответить





Сообщение: 33
Зарегистрирован: 17.08.19
Рейтинг: 3
ссылка на сообщение  Отправлено: 25.10.20 21:53. Заголовок: Вот теперь уже всё г..


Вот теперь уже всё гораздо понятнее.

А коль скоро фактологические сомнения устранены, то осталось лишь сформулировать впечатление и поднять большой палец ( ). И я сделаю это как только "Гамлета" перечитаю в самом ближайшем будущем. Почему не сию минуту? Так куда торопиться-то? О хорошей прозе не судят второпях. Талантливому автору не говорят: "аффтар, пешы исчо".

P.S. Тот факт, что я до сих пор ничего не пискнул в ответ на последние сообщения в своей же теме, говорит только о том, что я пребываю в жёстком цейтноте, а отнюдь не о том, что мне нечего сказать или я набрал в рот воды. А там, мнится мне, намечается длинный разговор, возможно, даже заслуживающий отдельной темы.

P.P.S. Между прочим, по моим наблюдениям, литературная жизнь форума оживает. С чего бы это? Но писать по рассказу в неделю лично я не могу и почтительно уступаю это тем, кто энергичнее меня.

Ihr naht euch wieder, schwankende Gestalten,
Die früh sich einst dem trüben Blick gezeigt.
Versuch ich wohl, euch diesmal festzuhalten?
Fühl ich mein Herz noch jenem Wahn geneigt? ©
Спасибо: 1 
ПрофильЦитата Ответить
администратор




Сообщение: 1076
Зарегистрирован: 26.03.18
Откуда: Deutschland
Рейтинг: 4
ссылка на сообщение  Отправлено: 01.01.21 12:40. Заголовок: :sm36:..




То, что должно быть сказано, должно быть сказано ясно. Спасибо: 0 
ПрофильЦитата Ответить
постоянный участник




Сообщение: 347
Настроение: И сколь ты будешь добр к миру, столь и мир будет добр к тебе
Зарегистрирован: 17.07.14
Откуда: Россия, Москва
Рейтинг: 7
ссылка на сообщение  Отправлено: 09.01.21 17:51. Заголовок: :sm36: :sm36: :sm3..




Спасибо: 0 
ПрофильЦитата Ответить
постоянный участник




Сообщение: 348
Зарегистрирован: 13.08.20
Рейтинг: 2
ссылка на сообщение  Отправлено: 09.01.21 18:05. Заголовок: Перекликается с ваши..


Перекликается с вашим героем, louisxiv , но более поэтично.

Спасибо: 0 
ПрофильЦитата Ответить
постоянный участник


Сообщение: 3129
Зарегистрирован: 10.05.13
Рейтинг: 7
ссылка на сообщение  Отправлено: 24.01.21 20:25. Заголовок: Ну и почему сей шеде..


Ну и почему сей шедевр ускользнул от моего внимания?
Впрочем... это даже хорошо, ибо сейчас я получил возможность насладиться этой жемчужиной...
До мурашек, до непроизвольного покусывания губ...
Спасибо Вам, Ирра, за сказку, за возможность возвращения немного подзабытых чувств и пристрастий!
Это действительно великолепно! Сюжет, язык повествования, образы, тема - все сплетается в тот самый венок, брошенный Леей на поляне. Только доплетенный, потому что не осталось ничего не понятого, не сказанного, и сцена порки принца здесь была бы даже излишней.
Все уже описано, красиво, проникновенно и чувственно: и эмоции принца во время наказания, и чувство страха, с которым не справиться и в 15 лет в процессе ожидания (хотя, что такое 15 лет?)), и принципы отца, и розги... что они, кажется, не уступают по красоте тем цветам, с которыми Кристер шутливо пообещал Лее утопиться.
Ну и конечно, физиология стоит на вершине ощущения тематического вкуса:

 цитата:
Даже сейчас принц не смог сдержать тихий стон, словно кипяток боли уже ошпарил его. От каждого удара вспухнет рубец: потом, лежа в своей комнате на кровати под балдахином, он осторожно будет прикасаться сзади к телу, ощущая неровности ставшей особо чувствительной кожи. Боль – из палящей, немыслимо-режущей – к тому времени будет уже саднящей, вполне терпимой.


Видится в каждой строчке, затронутой Темой, особая эстетика и тонкость.
Наверное, это и есть та самая "красота боли", которую многие ищут годами и никак не могут разглядеть.

Потрясающе прописан каждый образ, то есть нет безликих персонажей в этом произведении, даже тех, что остались за кадром, отец и дядя:


 цитата:
описания правления короля Вальдемара Второго, и опять перед его глазами – уже не знаки на бумаге, а картины великих битв отважного и мудрого правителя, которого он всегда представлял в облике своего отца: борода чернь с серебром, твёрдый взгляд.



 цитата:
Высокий, в алом атласном плаще, с крупными чертами выразительного лица, Фредерик сразу приковывал взгляд...капризный изгиб губ, цепкий взгляд прищуренных глаз, медово-приторный голос.


Ну и наш прекрасный герой навряд ли кого оставит равнодушным:

 цитата:
тонкие черты лица, над которыми заботливо потрудилась природа, застыли от напряжения, внутри, как кипящая вода в чугунном котле, клокотала обида.



Но Йенс просто бесподобен, и именно его простые слова, наверняка, стали для Кристера неким девизом, что помогали укрепить дух и побороть страх:

 цитата:
чуть слышно прошаркав туфлями с загнутыми носами, присел на самый край кровати. Он смотрел на принца, и от робкой, слегка виноватой улыбки разбегались морщины по его лицу... его рука с выпуклыми старческими венами мягко касается его волос. Стоящий старик почти одного роста с сидящим юношей...Всё будет хорошо, мой мальчик, нужно только немного потерпеть


И даже летучая мышь будто имеет свои индивидуальные черты, отличные от ее сородичей).
Для меня двойное, нет даже тройное удовольствие было познакомиться с этим сочинением, потому что и Тема моя в плане образов и антуража, и Автор мне близок как идейно, так и тематически, ну и аналогично рассказу "Лекарство от любви" так же возвращает меня в атмосферу некогда обыгранных сюжетов. Правда, роль у меня была иной) но именно посему и ценнее для меня Ваш главный герой.
Юноша, принц, оу!... Поначалу я почему - то увидел его постарше... Лет девятнадцати, но это лишь мои крючки и игра воображения) Еще и плачущий, мммм...
Последняя часть - это не иначе вишенка на торте, а точнее сногсшибательный коктейль из ощущений и чувств, слов и прикосновений...
Ирра, повторюсь, но... Вы мастер как художественного слова, так и тематических изысков!
И спасибо Вам!

Мчится мой парусник в сказочный путь... Спасибо: 2 
ПрофильЦитата Ответить
постоянный участник




Сообщение: 60
Зарегистрирован: 02.07.19
Рейтинг: 4
ссылка на сообщение  Отправлено: 25.01.21 08:55. Заголовок: Никита, сказать, что..


Никита, сказать, что я благодарна Вам за этот комментарий – это ничего не сказать. Все Ваши тексты – рассказы, игры, рецензии - это больше, чем тесты. В них такая душевная энергия, что невозможно к ней не подключиться. На создание этого рассказа меня вдохновили именно Ваши тексты: я знаю, что Вы в Теме умеете слышать Музыку.
Большое спасибо!

Спасибо: 1 
ПрофильЦитата Ответить
Ответ:
1 2 3 4 5 6 7 8 9
большой шрифт малый шрифт надстрочный подстрочный заголовок большой заголовок видео с youtube.com картинка из интернета картинка с компьютера ссылка файл с компьютера русская клавиатура транслитератор  цитата  кавычки моноширинный шрифт моноширинный шрифт горизонтальная линия отступ точка LI бегущая строка оффтопик свернутый текст

показывать это сообщение только модераторам
не делать ссылки активными
Имя, пароль:      зарегистрироваться    
Тему читают:
- участник сейчас на форуме
- участник вне форума
Все даты в формате GMT  1 час. Хитов сегодня: 1857
Права: смайлы да, картинки да, шрифты да, голосования нет
аватары да, автозамена ссылок вкл, премодерация вкл, правка нет



Добро пожаловать на другие ресурсы