Olohon
СПАРТАНСКОЕ ВОСПИТАНИЕ Красивое тело приравнивалось к самым почетным доблестям. Гордиться его красотой учили с самого раннего детства . Так , тепловое закаливание плавно переходило в нравственное .
Здесь было главным соответствие идеалу совершенного спартанца «арете». Для разного возраста существовали свои степени соответствия. Применительно к детскому, это - умение переносить обиды , упреки , наказания. Знать уже с малых лет, что почетна и желанна лишь трудная победа . Всегда помнить об учителе и быть благодарным ему .
Введя в практику воспитания болевое закаливание, Ликург вывел его из узко физиологических рамок, сделал личностно и общественно значимым занятием .
Дети , на которых не было следов розог высмеивались . Их называли «неженками» и «трусами» . Любой спартанский мальчишка и девчонка знали , чем больше они будут покрыты рубцами и шрамами , тем сильнее их будут уважать сверстники и взрослые .И до Ликурга все спартанские дети часами тренировались в силе , выносливости , ловкости , после принятия его законов они с тем же усердием стали тренироваться в мужественном, спокойном перенесении боли.
Для этого в общественное и домашнее воспитание были введены специальные тренировочные сечения, в первую очередь мальчиков , побегами молодых деревьев.
В них воспитывалось убеждение , что только тот достоин славы и почета в будущем , кто может сегодня безропотно и «красиво» вынести сильную боль. Это «красивое» , то есть без криков и подергиваний перенесение страданий особенно ценилось у девочек.
Спартанцы чтили телесную красоту во всем , во всех жизненных проявлениях - отношение к боли не составляло исключения .
Они же первые поняли, что востребовав уже в девочке мужское начало , воспитатель приобретает множество поистине безграничных возможностей пробуждения в ней...женского .
Из глубины веков до нас дошли слова Горго - жены спартанского царя Леонида. Какая - то чужестранка сказала ей однажды с укором : - Одни вы лаконянки влавствуете над мужьями.
Горго тут же ответила :
-Да, но одни только мы рождаем мужей.
Плутарх в своих «Сравнительных жизнеописаниях» восторгался тем , что Ликург :
-Укрепил и закалил девушек упражнениями в беге , борьбе , метании диска и копья . чтобы и зародыш в здоровом теле с самого начала развивался здоровым , и сами женщины , рожая , просто и легко справлялись с муками .Заставив девушек забыть об изнеженности , баловстве и всяких женских прихотях , он приучил их не хуже чем юношей , нагими принимать участие в торжественных шествиях , плясать и петь при исполнении некоторых священных обрядов на глазах у молодых людей . При этом . нагота девушек не заключала в себе ничего дурного , ибо они сохраняли стыдливость и не знали распущенности , напротив , она приучила их к простоте. К заботам о здоровье и крепости тела , и женщины усваивали благородный образ мыслей , зная , что и они способны приобщиться к доблести почету .
У Плутарха в приведенной цитате есть очень точные слова : «Заставив девушек забыть об изнеженности, баловстве и всяких прихотях».
Сохранились записки богатой спартанки, в которых рассказывается о том как ее воспитывали в детстве.
Начиналось все в гиникее - женской половине дома .Ее , еще совсем маленькую ,где - то с 2 -х лет кормилица начала «приучать к крапиве» , то есть стегала за те или иные проступки побегами молодой крапивы .В 4,5 года ее заменила «детская розга» - ивовый прут длинной 25 - 30 см , которым наносилось от 10 до 50 ударов , в зависимости от провинности . В 7 лет «детскую розгу» сменяла «обычная» - прут длинной 80 - 100 см . Из рук кормилицы розга в этом возрасте переходит в руки отца . Количество ударов возрастает до 100 и редкое наказание обходится без крови . Вообще слова «наказать « и «пустить кровь» были у спартанцев синонимами . Вместе с отцовской розгой в жизни девочки появляются специальные тренировочные сечения . Они были , конечно не такими же строгими как наказания за проступки , но постоянными и проводились не реже трех раз в неделю .
Так воспитывались будущие матери, способные «рожать мужей».
Что же касается мальчиков , то отношение к ним было куда более суровым и жестоким . Позт Тиртей так выразил представления спартанцев о мужском идеале «арете» :
-Ибо не будет никто доблесным мужем в войне
Если не будет отважно стоять в виду сечи кровавой
Или стремиться отважно в бой рукопашный
с врагом.
Это лишь доблесть и это лишь подвиг
для юного мужа
Лучше, прекраснее всех прочих похвал средь людей !
Добиться приближения к «арете», вылепить из обычного мальчишки совершенного спартанца было идеалом системы воспитания Ликурга . Во вех своих деталях и подробностях она почти точно воспроизводила первобытно - общинные возрастные испытания . Та же эксплуатация идеи мужского союза , тоже поклонение боли , как универсальному средству . рождающему в мальчишке мужество , волю , бесстрашие .
Если девочки воспитывались в доме, то мальчики , едва они достигали семилетнего возраста отбирались у родителей . Это было весьма разумно , поскольку сразу же разрывалась их связь с матерью , они попадали в атмосферу мужского общества с его суровыми нравами и жесткими требованиями . Мальчишек разбивали по илам - группам по 10 человек , заботясь о том , чтобы они постоянно вместе жили.
Их быт как две капли воды напоминал быт еще памятных многим пионерских лагерей с ранними побудками , зарядками , спортивными тренировками . Чего уж скрывать , воспитательные идеи Ликурга одинаково привлекали и гитлеровский и сталинский режим . Многое , очень многое и в гитлерюгенде и в пионерской организации взято оттуда . Все милитаристские государства похожи друг на друга , все грезят о совершенном сверх , супер - человеке воине . А начали все спартанцы...
Во главе ила был ирен - мальчишка более старший , сообразительный и беспощадный в драках. Он был , как бы мы сегодня сказали, «неформальным лидером» . Ему беспрекословно подчинялись все остальные . Он хвалил , награждал , он назначал наказания .
Для которых, всегда находился подходящий повод.
Вот наиболее распространенные : трусость , недостаточная расторопность , проигрыш в драке . Наказания были только физическими и для них существовала специальная ременная плеть, состоящая из ремешков с узелками на концах .
Наказания происходили всегда одинаково.
Провинившегося взваливал к себе на спину какой - нибудь мальчик покрепче и начиналась экзекуция...
Ударов никто не считал. Редко когда все заканчивалось без крови . Да и иначе быть не могло . Кровь ассоциировалась у спартанцев с мужеством и доблестью. В боли они видели универсальное воспитательное средство.
Пребывание в иле было для будущих «героев военных сражений» как школой перенесения самых различных, часто искусственно вызванных страданий.
В тех же «Сравнительных жизнеописаниях» Плутарх писал:
«Грамоте они учились лишь в той мере , в какой без этого нельзя было обойтись , в остальном же все воспитание сводилось к требованию беспрекословного подчинения , стойко переносить лишения и одерживать вверх над противником .
С возрастом требования делались все жестче : ребятишек коротко стригли . они бегали босиком , приучались играть нагими . В двенадцать лет они уже расхаживали без хитона...
Спали они вместе , по илам (группам) и отрядам , на подстилках , которые сами себе приготовляли , ломая голыми руками метелки тростника на берегу Эврота .
Зимой к тростнику примешивали так называемый ликодон: считалось - это растение обладает какою - то согревающей силой .
Неудивительно, что именно в этой атмосфере постоянного причинения боли и возникли идеи сделать ее одним из воспитательных средств. Все было оформлено в замкнутый мистический цикл, значение которого постепенно раскрывалось мальчику.
В самом начале - в 7 , 8 лет ему внушалась мысль , что любые кратковременные страдания могут служить источником долгой славы . Такими доступными его возрасту кратковременными страданиями и являются физические наказания .
Отсюда вытекало несколько требований : обычай благодарить ирена за назначенную кару, покорность в принятии наказания, мужественное, спокойное перенесение боли.
Не все мальчишки ,конечно , выдерживали такое суровое обращение. Для трусов и малодушных имелся позорный столб. Это наказание было посильнее физического. Побывавшие у позорного столба должны были вновь доказывать свое мужество , доблесть , бесстрашие . Нередко их отправляли в старшие отряды . Там они состязались в ловкости , силе , драках . Наравне со старшими ребятами их подвергали жесточайшим наказаниям , которые они должны были переносить так же безропотно.
Пройдя через все это мальчишки выходили на следующий этап воспитания . В 10 - 11 лет к ежедневным гимнастическим тренировкам , тренировкам в беге , выносливости , силе , прибавлялись тренировки по болевому закаливанию.
Существует несколько точек зрения о причине их возникновения . Наиболее обоснованной , лично мне , кажется точка зрения английского этнографа Клаута .Занимаясь историей агонов, он первый обратил внимание на то, что всегда сечения проводились не плетью, не каким - то другим орудием , а только побегами молодых деревьев и пришел к выводу , что «обычай сечений может быть истолкован , как стремление установить связь между подвергаемыми сечению и божеством дерева (орудием сечения), чтобы передать от последнего к первому живую силу плодородия и роста .
Если принять эту теорию, становится понятным почему именно в этом возрасте спартанцы вводили свои болевые тренировки . У мальчиков начинался процесс полового созревания и розга могла стать не только орудием страданий , но и начать «пробуждение в мальчике мужчины» .
То , что другой английский исследователь Дж . Томсон презрительно называет «садисткой эротикой» , на самом деле было тем , что сегодня в нашей культуре называется «сексуальным воспитанием детей и подростков».
Люди всегда были очень подвержены мифам, особенно растворившимся в обществе , ставшим его частью . Таким , как , например , миф о Христе, и связанной с ним активной , ведущейся уже две тысячи лет , пропагандой модели бытия : жизнь через страдания . Они мало у кого вызывают отторжение . Попытки же простодушных спартанцев воспитывать в детях мужество и бесстрашие через боль , через тоже страдание, сразу же вызывают негодование : дикость, варварство. И почему - то никто не говорит громко: Христос миф, а спартанская практика болевого закаливания реальность...
Введя в качестве орудия болевого закаливания розгу спартанцы с одной стороны остались в рамках своих воззрений на человека как часть природы , полностью от нее зависящего, с другой они создавали в его сознании очень своеобразный культ - поклонение пруту его жизненной силе , красоте и даже... стройности.
У спартанцев существовала поговорка « Стройный как прутик».
Чтобы добиться этого мальчиков почти не кормили , пищу они добывали сами воровством , часто попадались , за что их нещадно секли плетью . Но главное достигалось - они вытягивались вверх, были мускулистыми , поджарыми.
С возрастом их физическая стройность дополнялась и «украшалась» гимнастикой и силовыми упражнениями .
Сегодня время многое сделало для нас тайной и мы можем только догадываться, по крупицам собирая сведения о том, как в действительности у спартанцев, в их практике воспитания мальчиков , связывались боль и наслаждение .
Сохранившееся отрывочные описания тренировок по болевому закаливанию, позволяют сделать вывод, что они были отнюдь не безжалостным методическим избиением , а проходили как сексуально - физиологический акт.
На это же указывает и то, что во многих религиях примитивных обществ , а затем и в греческой и римской культурах , розга рассматривалась как символ фаллоса - эрегированного мужского члена , синоним мужской силы и власти.
Развивая эту тему, в качестве гипотезы, можно предположить, что и заключительный «экзамен», испытание у алтаря храма Артемида Ортии , тоже увязан с сексуально - физиологическим циклом развития мальчиков - подростков и соответствует началу у них эякуляций . Если так , то вполне объяснимо , почему местом для этих сечений выбран именно храм Артемиды - богини леса .
Только здесь переплетены, и постоянно присутствуют два изначально породивших идею болевого закаливания начала : материнское и природное.
Рискну предположить дальше, что спартанцы воспринимали их в постоянной борьбе друг с другом. Первые семь лет - это время безраздельного господства материнского начала в жизни мальчика. Мужественность, как бы мы сказали сегодня, мужское «Я» , в нем дремлет.
Только со временем, вместе и на виду у других своих сверстников , познавши победы и поражения , он постепенно начинает приобретать мужские черты , возвращается из материнской природы в природу человеческую , туда где он должен быть мужчиной, воином , героем .
Испытание сечением и было для юных спартанцев публичным показом этого возврата, демонстрацией перед всеми гражданами Спарты победы и торжества мужского начала . Это был праздник мужской силы и доблести . «Особенно счастливыми , - писал о спартанских агонах историк и врач В.Купер , - считали себя мальчики , которые могли в течении целого дня выдержать жестокую порку.... Причем победителем являлся тот , которому удавалось перенести наибольшее количество ударов . Тут же присутствовали родители секомых . которые не смущаясь подбадривали своих «артистов» и требовали , чтобы они стойко переносили мучения . Особые жрицы должны были разводить на месте представления священный огонь и . исследуя раны , предсказывать молодым героям их будущее» .
Оставим на совести исследователя слова о «представлении» - то , что происходило у алтаря Артемиды к театру «артистам» никакого отношения не имеет . Все было более чем серьезно.
« Испытуемые избивались до крови, , но под страхом позора не смели плакать или просить пощады , - отмечал авторитетнейший историк античности Шоман , - Проявивший наибольшую твердость духа провозглашался «победителем при алтаре». Часто мальчики молча умирали под ударами».
Тысячелетия прошли с того времени, когда была Спарта , были Агоны , а ученые до сих пор не могут прийти к единому мнению о причинах такой сверхжестокости. Они же лежат на поверхности.
Боязнь боли - это по спартанским воззрениям не только недопустимое малодушие и трусость , но , и что еще более важно , показ мальчиком неспособности быть мужчиной , как раз в то время , когда физиологически его организм уже созрел для этого .
Почему - то в стороне от внимания исследователей спартанского общества остаются строчки из «Сравнительных жизнеописаний» Плутарха:
« Отец был не вправе сам распорядиться воспитанием ребенка - он относил новорожденного на место , называемое «лесхой , где сидели старейшие сородичи...Они осматривали ребенка и если находили его крепким и ладно сложенным , приказывали воспитывать... Если же ребенок был тчедушным и безобразным, его отправляли к Апотетам ( так назывался обрыв на Тайгете . считая , что его жизнь не нужна ни ему самому , ни государству ), раз ему с самого начала отказано в здоровье и силе» .
Между тем, они многое объясняют в агонах .
Плутарх описывает отбор детей при первом «материнском рождении» .При втором - рождении в мальчике мужчины так же необходим был отбор . Его и выполняли болевые испытания .
«Победитель при Алтаре» был один, но мужчинами становились только выжившие...
https://olohon.livejournal.com/#asset-olohon-2002