Стыд — чувство или внутреннее сознание, объектом которого является какой-либо поступок или качество (философия) субъекта.
Стыд связан с
ощущением социальной неприемлемости того, за что стыдно. Для возникновения чувства стыда нужны реальные или предполагаемые
свидетели того, за что стыдно — и те, перед кем стыдно.
В отсутствие свидетелей чувство стыда не возникает, но может возникать чувство вины. цитата: |
Стыд — это дискретная базовая эмоция, описываемая как моральная или социальная эмоция, которая заставляет людей скрывать или отрицать свои проступки. Стыд можно также описать как неприятную эмоцию самосознания, связанную с негативной оценкой себя. |
|
Определения:
В знаменитом произведении В. И.
Даля указано, что это в глазах людей -
позор, срам, посрамленье, унижение. Согласно
Платону, стыд есть
«страх дурной молвы», подобное определение стыда встречается и у Аристотеля.
Спиноза в III части своей «Этики» (определение 31) говорит:
Стыд есть неудовольствие, сопровождаемое идеей какого-либо нашего д
ействия, которое другие, как нам представляется, порицают.
Объяснение ... должно обратить внимание на различие, существующее между стыдом и стыдливостью.
Стыд есть неудовольствие, следующее за поступком, которого нам стыдно;
стыдливость же есть страх или боязнь стыда, препятствующая человеку допустить что-либо постыдное. Стыдливости обыкновенно противополагается бесстыдство, которое на самом деле не составляет аффекта; но названия более показывают их словоупотребление, чем природу.
Согласно
Оксфордскому словарю английского языка, стыд — это
«болезненная эмоция, возникающая как следствие осознания чего-то бесчестного, нелепого или неприличного в собственном поведении или обстоятельствах жизни (или того же в поведении или жизни других, чьи честь или позор человек рассматривает как свои собственные) или же в результате попадания в ситуацию, оскорбляющую собственную скромность или приличие индивида». С точки зрения биологии и психологии: К. Э. Изард, приведя ряд характеристик чувства стыда, данных разными исследователями, обобщает их в таком описании:
Стыд сопровождается острым и болезненным переживанием
осознания собственного «Я» и отдельных черт собственного «Я». Человек кажется себе маленьким, беспомощным, скованным, эмоционально расстроенным, глупым, никуда не годным и т. д.
Стыд сопровождается временной неспособностью мыслить логично и эффективно, а нередко и ощущением неудачи, поражения.
Пристыженный человек не в состоянии выразить словами свои переживания. Позже он обязательно найдёт нужные слова и будет вновь и вновь представлять себе, что он мог бы сказать в тот момент, когда стыд лишил его дара речи.
Как правило, переживание стыда сопровождается острым чувством неудачи, провала, полного фиаско. Это чувство вызывает уже сама неспособность мыслить и самовыражаться в свойственном нам стиле.
Стыд порождает особого рода отчуждённость. Ч
еловек очень одинок, когда сгорает в пламени стыда, не в силах спрятаться от пронзительного взора собственной совести. Он действительно отчуждён от окружающего, хотя бы в том смысле, что не в состоянии так же, как прежде, запросто обратиться к другому человеку, перекинуться с ним ничего не значащими фразами.
Интерес в исследовании стыда представляет эволюционная биология, получившая значительный толчок в исследованиях
Ч. Дарвина, который стал рассматривать вопрос о том, как выражается стыд в организме человека.
Далее Дарвин ясно поставил вопросы:
• о происхождении чувства стыда;
• о его постепенном развитии.
Интерес представляет не столько само решение вопроса, сколько его постановка. Следует ли чувство стыда считать прирождённым или же оно образовалось путём воспитания и унаследованных приобретённых привычек?
Ещё, может быть, важнее исследования в области истории развития стыда у человека, нормального и ненормального, в различные возрасты и в зависимости от пола. В психологической литературе можно найти дельные замечания по этому предмету, но наиболее богатый материал по этому вопросу доставляет психиатрия, трактующая о нравственном помешательстве;
в особенности важна та область психиатрической литературы, которая касается эротомании и извращений полового чувства, ввиду близкой связи, в которой находится чувство стыда с половой сферой. Обычно к пяти годам у ребёнка вырабатывается чувство стыда, причём оно тесно связано с ощущением собственного тела. Гордон Олпорт считал, что ощущение собственного тела начинает формироваться с младенчества и на протяжении всей жизни остаётся опорой самосознания.
Отсутствие чувства интимного стыда является фактором, препятствующим развитию в индивиде личности, а часто — и симптомом психического расстройства, заболевания.
Если история индивидуального развития стыда в человеке может служить любопытной темой исследования, то в ещё большей степени интересны те изменения, которым подвергались представления о стыде в различные времена у различных народов. В общем, по-видимому, можно считать доказанным факт постепенного совершенствования идеи стыда и постепенного углубления самой стыдливости. Факты поразительного бесстыдства диких народов и народов, стоящих на низкой ступени развития, передаются как антропологами, так и многими путешественниками, хотя и здесь встречаются исключения, подобно тому, как и у народов, стоящих на высокой степени развития, бывают эпохи глубокого нравственного упадка.
К числу наиболее известных, получивших широкое распространение и общественную признательность, относятся работы такой области научного знания, как психоанализ, включая различные его направления. Речь, прежде всего, идёт о работах, авторами которых явились З. Фрейд, А. Адлер, К. Хорни, Э. Фромм, и многих других.
В рамках психоанализа
стыд рассматривается как результат действия «… высшей инстанции в структуре душевной жизни… выполняет функцию внутреннего цензора», действующего бессознательно и регулирующего поведение индивида в целом, и представляющего собой моральные нормы и установки, формирующиеся в раннем детстве и сопровождающие человека в течение всей жизни.
По мнению датского психолога Илсе Санд,
чувства неловкости и стыда часто возникают в ситуациях, когда необходимо демонстрировать эмоции, которые не поощрялись в детстве индивида. Википедия (wikipedia.org)