Только для лиц достигших 18 лет.
 
On-line: гостей 10. Всего: 10 [подробнее..]
АвторСообщение
администратор




Сообщение: 2805
Зарегистрирован: 26.03.18
Откуда: Deutschland
Рейтинг: 7
ссылка на сообщение  Отправлено: 07.02.24 00:43. Заголовок: автор Olohon. СПАРТАНСКОЕ ВОСПИТАНИЕ


Olohon

СПАРТАНСКОЕ ВОСПИТАНИЕ





Красивое тело приравнивалось к самым почетным доблестям. Гордиться его красотой учили с самого раннего детства . Так , тепловое закаливание плавно переходило в нравственное .

Здесь было главным соответствие идеалу совершенного спартанца «арете». Для разного возраста существовали свои степени соответствия. Применительно к детскому, это - умение переносить обиды , упреки , наказания. Знать уже с малых лет, что почетна и желанна лишь трудная победа . Всегда помнить об учителе и быть благодарным ему .

Введя в практику воспитания болевое закаливание, Ликург вывел его из узко физиологических рамок, сделал личностно и общественно значимым занятием .
Дети , на которых не было следов розог высмеивались . Их называли «неженками» и «трусами» . Любой спартанский мальчишка и девчонка знали , чем больше они будут покрыты рубцами и шрамами , тем сильнее их будут уважать сверстники и взрослые .И до Ликурга все спартанские дети часами тренировались в силе , выносливости , ловкости , после принятия его законов они с тем же усердием стали тренироваться в мужественном, спокойном перенесении боли.

Для этого в общественное и домашнее воспитание были введены специальные тренировочные сечения, в первую очередь мальчиков , побегами молодых деревьев.
В них воспитывалось убеждение , что только тот достоин славы и почета в будущем , кто может сегодня безропотно и «красиво» вынести сильную боль. Это «красивое» , то есть без криков и подергиваний перенесение страданий особенно ценилось у девочек.
Спартанцы чтили телесную красоту во всем , во всех жизненных проявлениях - отношение к боли не составляло исключения .
Они же первые поняли, что востребовав уже в девочке мужское начало , воспитатель приобретает множество поистине безграничных возможностей пробуждения в ней...женского .
Из глубины веков до нас дошли слова Горго - жены спартанского царя Леонида. Какая - то чужестранка сказала ей однажды с укором : - Одни вы лаконянки влавствуете над мужьями.
Горго тут же ответила :
-Да, но одни только мы рождаем мужей.
Плутарх в своих «Сравнительных жизнеописаниях» восторгался тем , что Ликург :
-Укрепил и закалил девушек упражнениями в беге , борьбе , метании диска и копья . чтобы и зародыш в здоровом теле с самого начала развивался здоровым , и сами женщины , рожая , просто и легко справлялись с муками .Заставив девушек забыть об изнеженности , баловстве и всяких женских прихотях , он приучил их не хуже чем юношей , нагими принимать участие в торжественных шествиях , плясать и петь при исполнении некоторых священных обрядов на глазах у молодых людей . При этом . нагота девушек не заключала в себе ничего дурного , ибо они сохраняли стыдливость и не знали распущенности , напротив , она приучила их к простоте. К заботам о здоровье и крепости тела , и женщины усваивали благородный образ мыслей , зная , что и они способны приобщиться к доблести почету .
У Плутарха в приведенной цитате есть очень точные слова : «Заставив девушек забыть об изнеженности, баловстве и всяких прихотях».

Сохранились записки богатой спартанки, в которых рассказывается о том как ее воспитывали в детстве.
Начиналось все в гиникее - женской половине дома .Ее , еще совсем маленькую ,где - то с 2 -х лет кормилица начала «приучать к крапиве» , то есть стегала за те или иные проступки побегами молодой крапивы .В 4,5 года ее заменила «детская розга» - ивовый прут длинной 25 - 30 см , которым наносилось от 10 до 50 ударов , в зависимости от провинности . В 7 лет «детскую розгу» сменяла «обычная» - прут длинной 80 - 100 см . Из рук кормилицы розга в этом возрасте переходит в руки отца . Количество ударов возрастает до 100 и редкое наказание обходится без крови . Вообще слова «наказать « и «пустить кровь» были у спартанцев синонимами . Вместе с отцовской розгой в жизни девочки появляются специальные тренировочные сечения . Они были , конечно не такими же строгими как наказания за проступки , но постоянными и проводились не реже трех раз в неделю .
Так воспитывались будущие матери, способные «рожать мужей».
Что же касается мальчиков , то отношение к ним было куда более суровым и жестоким . Позт Тиртей так выразил представления спартанцев о мужском идеале «арете» :

-Ибо не будет никто доблесным мужем в войне
Если не будет отважно стоять в виду сечи кровавой
Или стремиться отважно в бой рукопашный
с врагом.
Это лишь доблесть и это лишь подвиг
для юного мужа
Лучше, прекраснее всех прочих похвал средь людей !

Добиться приближения к «арете», вылепить из обычного мальчишки совершенного спартанца было идеалом системы воспитания Ликурга . Во вех своих деталях и подробностях она почти точно воспроизводила первобытно - общинные возрастные испытания . Та же эксплуатация идеи мужского союза , тоже поклонение боли , как универсальному средству . рождающему в мальчишке мужество , волю , бесстрашие .
Если девочки воспитывались в доме, то мальчики , едва они достигали семилетнего возраста отбирались у родителей . Это было весьма разумно , поскольку сразу же разрывалась их связь с матерью , они попадали в атмосферу мужского общества с его суровыми нравами и жесткими требованиями . Мальчишек разбивали по илам - группам по 10 человек , заботясь о том , чтобы они постоянно вместе жили.
Их быт как две капли воды напоминал быт еще памятных многим пионерских лагерей с ранними побудками , зарядками , спортивными тренировками . Чего уж скрывать , воспитательные идеи Ликурга одинаково привлекали и гитлеровский и сталинский режим . Многое , очень многое и в гитлерюгенде и в пионерской организации взято оттуда . Все милитаристские государства похожи друг на друга , все грезят о совершенном сверх , супер - человеке воине . А начали все спартанцы...
Во главе ила был ирен - мальчишка более старший , сообразительный и беспощадный в драках. Он был , как бы мы сегодня сказали, «неформальным лидером» . Ему беспрекословно подчинялись все остальные . Он хвалил , награждал , он назначал наказания .
Для которых, всегда находился подходящий повод.
Вот наиболее распространенные : трусость , недостаточная расторопность , проигрыш в драке . Наказания были только физическими и для них существовала специальная ременная плеть, состоящая из ремешков с узелками на концах .

Наказания происходили всегда одинаково.

Провинившегося взваливал к себе на спину какой - нибудь мальчик покрепче и начиналась экзекуция...

Ударов никто не считал. Редко когда все заканчивалось без крови . Да и иначе быть не могло . Кровь ассоциировалась у спартанцев с мужеством и доблестью. В боли они видели универсальное воспитательное средство.

Пребывание в иле было для будущих «героев военных сражений» как школой перенесения самых различных, часто искусственно вызванных страданий.

В тех же «Сравнительных жизнеописаниях» Плутарх писал:
«Грамоте они учились лишь в той мере , в какой без этого нельзя было обойтись , в остальном же все воспитание сводилось к требованию беспрекословного подчинения , стойко переносить лишения и одерживать вверх над противником .
С возрастом требования делались все жестче : ребятишек коротко стригли . они бегали босиком , приучались играть нагими . В двенадцать лет они уже расхаживали без хитона...
Спали они вместе , по илам (группам) и отрядам , на подстилках , которые сами себе приготовляли , ломая голыми руками метелки тростника на берегу Эврота .
Зимой к тростнику примешивали так называемый ликодон: считалось - это растение обладает какою - то согревающей силой .

Неудивительно, что именно в этой атмосфере постоянного причинения боли и возникли идеи сделать ее одним из воспитательных средств. Все было оформлено в замкнутый мистический цикл, значение которого постепенно раскрывалось мальчику.

В самом начале - в 7 , 8 лет ему внушалась мысль , что любые кратковременные страдания могут служить источником долгой славы . Такими доступными его возрасту кратковременными страданиями и являются физические наказания .

Отсюда вытекало несколько требований : обычай благодарить ирена за назначенную кару, покорность в принятии наказания, мужественное, спокойное перенесение боли.
Не все мальчишки ,конечно , выдерживали такое суровое обращение. Для трусов и малодушных имелся позорный столб. Это наказание было посильнее физического. Побывавшие у позорного столба должны были вновь доказывать свое мужество , доблесть , бесстрашие . Нередко их отправляли в старшие отряды . Там они состязались в ловкости , силе , драках . Наравне со старшими ребятами их подвергали жесточайшим наказаниям , которые они должны были переносить так же безропотно.
Пройдя через все это мальчишки выходили на следующий этап воспитания . В 10 - 11 лет к ежедневным гимнастическим тренировкам , тренировкам в беге , выносливости , силе , прибавлялись тренировки по болевому закаливанию.
Существует несколько точек зрения о причине их возникновения . Наиболее обоснованной , лично мне , кажется точка зрения английского этнографа Клаута .Занимаясь историей агонов, он первый обратил внимание на то, что всегда сечения проводились не плетью, не каким - то другим орудием , а только побегами молодых деревьев и пришел к выводу , что «обычай сечений может быть истолкован , как стремление установить связь между подвергаемыми сечению и божеством дерева (орудием сечения), чтобы передать от последнего к первому живую силу плодородия и роста .

Если принять эту теорию, становится понятным почему именно в этом возрасте спартанцы вводили свои болевые тренировки . У мальчиков начинался процесс полового созревания и розга могла стать не только орудием страданий , но и начать «пробуждение в мальчике мужчины» .

То , что другой английский исследователь Дж . Томсон презрительно называет «садисткой эротикой» , на самом деле было тем , что сегодня в нашей культуре называется «сексуальным воспитанием детей и подростков».

Люди всегда были очень подвержены мифам, особенно растворившимся в обществе , ставшим его частью . Таким , как , например , миф о Христе, и связанной с ним активной , ведущейся уже две тысячи лет , пропагандой модели бытия : жизнь через страдания . Они мало у кого вызывают отторжение . Попытки же простодушных спартанцев воспитывать в детях мужество и бесстрашие через боль , через тоже страдание, сразу же вызывают негодование : дикость, варварство. И почему - то никто не говорит громко: Христос миф, а спартанская практика болевого закаливания реальность...

Введя в качестве орудия болевого закаливания розгу спартанцы с одной стороны остались в рамках своих воззрений на человека как часть природы , полностью от нее зависящего, с другой они создавали в его сознании очень своеобразный культ - поклонение пруту его жизненной силе , красоте и даже... стройности.

У спартанцев существовала поговорка « Стройный как прутик».
Чтобы добиться этого мальчиков почти не кормили , пищу они добывали сами воровством , часто попадались , за что их нещадно секли плетью . Но главное достигалось - они вытягивались вверх, были мускулистыми , поджарыми.

С возрастом их физическая стройность дополнялась и «украшалась» гимнастикой и силовыми упражнениями .

Сегодня время многое сделало для нас тайной и мы можем только догадываться, по крупицам собирая сведения о том, как в действительности у спартанцев, в их практике воспитания мальчиков , связывались боль и наслаждение .

Сохранившееся отрывочные описания тренировок по болевому закаливанию, позволяют сделать вывод, что они были отнюдь не безжалостным методическим избиением , а проходили как сексуально - физиологический акт.

На это же указывает и то, что во многих религиях примитивных обществ , а затем и в греческой и римской культурах , розга рассматривалась как символ фаллоса - эрегированного мужского члена , синоним мужской силы и власти.

Развивая эту тему, в качестве гипотезы, можно предположить, что и заключительный «экзамен», испытание у алтаря храма Артемида Ортии , тоже увязан с сексуально - физиологическим циклом развития мальчиков - подростков и соответствует началу у них эякуляций . Если так , то вполне объяснимо , почему местом для этих сечений выбран именно храм Артемиды - богини леса .
Только здесь переплетены, и постоянно присутствуют два изначально породивших идею болевого закаливания начала : материнское и природное.
Рискну предположить дальше, что спартанцы воспринимали их в постоянной борьбе друг с другом. Первые семь лет - это время безраздельного господства материнского начала в жизни мальчика. Мужественность, как бы мы сказали сегодня, мужское «Я» , в нем дремлет.
Только со временем, вместе и на виду у других своих сверстников , познавши победы и поражения , он постепенно начинает приобретать мужские черты , возвращается из материнской природы в природу человеческую , туда где он должен быть мужчиной, воином , героем .
Испытание сечением и было для юных спартанцев публичным показом этого возврата, демонстрацией перед всеми гражданами Спарты победы и торжества мужского начала . Это был праздник мужской силы и доблести . «Особенно счастливыми , - писал о спартанских агонах историк и врач В.Купер , - считали себя мальчики , которые могли в течении целого дня выдержать жестокую порку.... Причем победителем являлся тот , которому удавалось перенести наибольшее количество ударов . Тут же присутствовали родители секомых . которые не смущаясь подбадривали своих «артистов» и требовали , чтобы они стойко переносили мучения . Особые жрицы должны были разводить на месте представления священный огонь и . исследуя раны , предсказывать молодым героям их будущее» .
Оставим на совести исследователя слова о «представлении» - то , что происходило у алтаря Артемиды к театру «артистам» никакого отношения не имеет . Все было более чем серьезно.
« Испытуемые избивались до крови, , но под страхом позора не смели плакать или просить пощады , - отмечал авторитетнейший историк античности Шоман , - Проявивший наибольшую твердость духа провозглашался «победителем при алтаре». Часто мальчики молча умирали под ударами».
Тысячелетия прошли с того времени, когда была Спарта , были Агоны , а ученые до сих пор не могут прийти к единому мнению о причинах такой сверхжестокости. Они же лежат на поверхности.
Боязнь боли - это по спартанским воззрениям не только недопустимое малодушие и трусость , но , и что еще более важно , показ мальчиком неспособности быть мужчиной , как раз в то время , когда физиологически его организм уже созрел для этого .


Почему - то в стороне от внимания исследователей спартанского общества остаются строчки из «Сравнительных жизнеописаний» Плутарха:
« Отец был не вправе сам распорядиться воспитанием ребенка - он относил новорожденного на место , называемое «лесхой , где сидели старейшие сородичи...Они осматривали ребенка и если находили его крепким и ладно сложенным , приказывали воспитывать... Если же ребенок был тчедушным и безобразным, его отправляли к Апотетам ( так назывался обрыв на Тайгете . считая , что его жизнь не нужна ни ему самому , ни государству ), раз ему с самого начала отказано в здоровье и силе» .
Между тем, они многое объясняют в агонах .
Плутарх описывает отбор детей при первом «материнском рождении» .При втором - рождении в мальчике мужчины так же необходим был отбор . Его и выполняли болевые испытания .

«Победитель при Алтаре» был один, но мужчинами становились только выжившие...


https://olohon.livejournal.com/#asset-olohon-2002



То, что должно быть сказано, должно быть сказано ясно. Спасибо: 0 
ПрофильЦитата Ответить
Ответов - 1 [только новые]





Не зарегистрирован
Зарегистрирован: 01.01.70
ссылка на сообщение  Отправлено: 11.02.24 00:38. Заголовок: Guran пишет: очень ..


Olohon пишет:

 цитата:
очень многое и в гитлерюгенде и в пионерской организации взято оттуда


А как-же скауты они и возникли раньше ...
И пионерская организация скорее с них "рисовала" свои устои, только "бога" исключили ...

Спасибо: 0 
Цитата Ответить
Ответ:
1 2 3 4 5 6 7 8 9
большой шрифт малый шрифт надстрочный подстрочный заголовок большой заголовок видео с youtube.com картинка из интернета картинка с компьютера ссылка файл с компьютера русская клавиатура транслитератор  цитата  кавычки моноширинный шрифт моноширинный шрифт горизонтальная линия отступ точка LI бегущая строка оффтопик свернутый текст

показывать это сообщение только модераторам
не делать ссылки активными
Имя, пароль:      зарегистрироваться    
Тему читают:
- участник сейчас на форуме
- участник вне форума
Все даты в формате GMT  1 час. Хитов сегодня: 1384
Права: смайлы да, картинки да, шрифты да, голосования нет
аватары да, автозамена ссылок вкл, премодерация вкл, правка нет



Добро пожаловать на другие ресурсы