|
| постоянный участник
|
Сообщение: 671
Зарегистрирован: 11.05.13
Рейтинг:
4
|
|
Отправлено: 03.06.20 06:35. Заголовок: Геннадий Дергачев. "Старая недобрая скакалка".
Геннадий Дергачев Старая недобрая скакалка Праздник спорта - зрелище часто красивое и притягательное. Зрители хотят его видеть, спортсмены хотят в нем участвовать и, конечно, побеждать и ставить рекорды, а тренеры хотят увеличивать свой авторитет и получать более высокие категории и звания. Пресса и телевидение, освещая соревнования, не забывают зарабатывать на попутной рекламе и заражают потенциальных спортсменов желанием заняться каким-либо видом спорта, чтобы через какое-то время так же, как и победители, стоять на пьедестале почета с золотой медалью чемпиона на шее, радостно приветствуя болельщиков поднятием над головой блестящего кубка. Родители этих будущих спортсменов тоже не прочь увидеть своих деток в ореоле славы олимпийских чемпионов и даже прикидывают, в какой пропорции возрастут призовые суммы через несколько лет с учетом инфляции. Замечательная картина всеобщего ликования, - и пусть победит сильнейший! Бывает и так, что пока дети раздумывают, их родители уже приняли решение и записывают своего будущего чемпиона или чемпионку в спортивную секцию, которую, по их мнению, должен посещать их ребенок - родителям виднее, они большие, хотя и не жирафы, а ребенок еще мал и глуп, чтобы определять свое будущее. Не хочется - захочется, капризничает - заставим; втянется, а не втянется - втянем всеми педагогическими средствами. Достаток у всех разный: кто-то ставит на первое место деньги, кто-то славу, но небогатых семей всегда больше, чем богатых, так что деньги более весомый аргумент, но говорить об этом ребенку непедагогично, лучше сказать: "Тебе все ребята будут завидовать!". Очень действенная фраза, надо заметить! А бывает, что сын или дочь сами загораются заняться чем-нибудь модным и популярным, но это уже детки школьного возраста; они что-то видели, что-то слышали, что-то узнали от одноклассников и от ребятни во дворе, и от друзей в социальных сетях. Девочки хотят быть гибкими и стройными, мальчики хотят быть сильными и ловкими, и дело остается за малым - чтобы родители согласились не просто дать свое согласие на занятия, но и чтобы регулярно за эти занятия платить. Складывается все по-разному, иногда удачно, иногда нет, для кого-то это лишь эпизод, для кого-то долгие годы труда и затраченного времени. Разумные понимают, что олимпийскими чемпионами становятся сотни человек из сотен миллионов желающих ими стать. Но есть убеждения, что лучше проводить время на тренировках, чем в подъездах и на чердаках, если не выбирать из чего еще более худшего. Травмы? А что травмы?! - кому на роду написано быть повешенным, в воде не утонет. Травму можно и на ровном месте получить, да такую, что окажется, не дай бог, несовместимой с жизнью! Кто-то назовет это фатализмом, кто-то пофигизмом. "Мы там, у себя в цирке, мало верим в рок. Нам ведь каждый вечер приходится так крепко рассчитывать на свои нервы, свою ловкость, свою силу, что поневоле только в себя веришь и на себя одного надеешься" (А. Куприн. Лолли). Поди, разбери, кто прав?! И неизвестно к какому определению ближе недавнее происшествие в бассейне спортивной школы?! В ноябре 2018 года утонул на тренировке девятилетний мальчик. Откачать его не удалось! Так полезно ли плавание для здоровья? В общем и целом, наверное, да! В отдельном случае, как видим, нет! Как там сказано в книге Владимира Карпова "Большая жизнь"?: "Он-то знал, что за преамбулой обязательно последует деловая часть, в которой не всегда и не все приятно". Очень подходящая фраза для спорта, особенно слова: "не всегда и не все приятно". Если читатель сразу подумает, что речь далее пойдет о скандалах, связанных с применением допинга и политики вокруг них, то спешу разочаровать, коснемся проблемы очень старой, может, даже древней, но до сих пор юной, свежей и не теряющей актуальности; как бы ее деликатно обозначить, чтобы сильно не смущать тех, кто с ней сталкивался или, наоборот, о ней не слышал? Назовем ее "Старая недобрая скакалка" и вынесем в заголовок этой статьи, хотя, конечно, не ей единой бывает, закаляются спортсмены и начинающие, и даже состоявшиеся. Начнем с конца, а именно, со свежей новости ноября 2018 года: "Следователи начали проверку после появления в интернете видео, где учитель бьет детей скакалкой". По первичным сведениям, которые предоставлены прессой, преподаватель, привлекшая внимание, является учителем физкультуры. Становится понятно, что скакалка в ее руках - спортивный инвентарь, такой часто нужен в спортивном зале. На видео, правда, классная комната, не совсем подходящая для прыжков и упражнений. Тогда зачем скакалка? А для воспитательных целей: учительница хлестнула два раза ею одного ученика-подростка за плохое поведение, кажется, в раздевалке, и один раз ученицу из этого же класса за невыученный урок. Сразу надо заметить, что невероятно сложно сделать чувствительно больно уже не маленьким детям, как ни хлещи любой скакалкой по плотным брюкам или юбке, но можно согласиться, что прилюдно это выглядит унизительно. Правда, пожалуй, менее унизительным, чем воспринимается пощечина от спортивного функционера по лицу совершеннолетней спортсменки! Доказано или не доказано, и какие-то ложечки, может, нашлись, но, как говорится, осадок остался. Жестче выглядит еще один случай, отмеченный в декабре 2016 года: "В Омске матери, растившей из дочки "вторую Кабаеву", грозит три года тюрьмы". Новость напечатана в разных изданиях, озвучена и на радиоканалах, поэтому заголовки были разные, а вот суть одна: мать стимулировала восьмилетнюю дочь пощечинами и поркой скакалкой, не разрешала ей обедать в школьной столовой и всячески ограничивала в пище, чтобы та смогла стать звездой художественной гимнастики. "Она должна быть успешной. А успехи она делает, только когда ее ударишь", - так объяснила мать свои действия. Сомнительно, что мать-одиночка спрашивала: хочет ли сама дочка становиться звездой такой ценой и через такое отношение?! Если бы это был единичный или редкий случай родительских амбиций, то большой проблемы бы и не стояло: они бы выявлялись, как выходящие за рамки отношения к детям, и пресекались. Но такое стимулирование встречается совсем нередко, стоит лишь прислушаться к разговорам мамочек, ожидающим своих детей после тренировки, и картина рисуется вполне определенная: то, чего не добилась мать или отец в своей жизни, они хотят добиться уже с помощью своего ребенка, причем весьма жесткими мерами. На одном из форумов, где родители обсуждают всякие вопросы, связанные со спортом, одна из родительниц рассказала, как была свидетельницей того, что какая-та мать юной спортсменки принесла женщине-тренеру ремень из дома и пыталась уговорить ее применять его к своей дочери, если у той что-то не получается или она недостаточно старается. Тренер благоразумно отвергла это подношение, но при этом не была против того, чтобы сама мать применяла его дома после тренировок, если были какие-то замечания с ее (тренера) стороны. Доводилось и самому автору этой статьи слышать от одной родительницы, что требует от дочки такого же старания на тренировках, как и на занятиях в школе: В подкрепление своих слов подозвала дочку, уже переодевшуюся в раздевалке в спортивную форму, и строгим голосом ее предупредила: - Опять не прыгнешь сегодня фляк - дома получишь! Ты поняла? Та только покорно кивнула в ответ головой. Может, подобную покорность ребенка посчитают вызванной исключительно страхом перед строгими родителями, но бывают случаи, которые трудно назвать заурядными. В феврале 2007 года в прессе появился очерк под заголовком "Отец с помощью скакалки хотел сделать дочь идеальной". В тексте сообщалось следующее: "Обучая гимнастике и здоровому образу жизни, он регулярно избивал дочь скакалкой, а за малейшую провинность заставлял бегать 12-километровый кросс, ... заставлял питаться в течение нескольких дней только хлебом и водой. "Воспитание не бывает без насилия", - таким принципом руководствовался Максим Садовников. ... Суд лишил отца родительских прав, а Диану отправили в приют, рассказывает "Телеграф". Однако из приюта девочка сбежала уже через три дня и заявила, что желает жить с отцом". Поставим восклицательный знак, чтобы помнить, что не только родители бывают разные, но и дети тоже! "...есть те же родители, которые готовы учителя смешать с землей за повышенный тон в разговоре с их сыном или дочкой, сами вполне могут дать ребенку подзатыльник, отлупить, наорать. И не только на ребенка, но и друг на друга. И на соседа. И на детей соседа. Да и сами детишки церемониться друг с другом отнюдь не приучены... В результате у них происходит разрыв шаблона. То есть в привычном мире, где орать дурниной и распускать руки считается вполне нормальным, есть изгои, которым это запрещено - учителя. Дети воспринимают учительскую "мягкотелость" как слабость, неполноценность и отрываются на учителях по полной. Ну, а те - тоже люди, с тем же менталитетом - срываются". Такое заключение делает в своей статье Ирина Селиверстова (МК. 22.11.18. "Особенности национального менталитета: задница все выдержит"). Можно с этим соглашаться, а можно и не соглашаться: трудно менталитет раскладывать по полочкам, тем более что в других странах родители ни чем сильно не отличаются от наших в своем стремлении вырастить из своих детей выдающихся спортсменов. Нет, родительские амбиции везде одинаковы! Можно привести в пример, например, Южную Корею. "Бороться с насилием в корейском спорте трудно, потому что "дисциплинарные" меры оправдывают сами спортсмены. Более того, тренеров поддерживают родители учеников спортивных школ. Почти половина родителей считает, что их детей нужно наказывать физически. Насилие в корейском спорте распространяется даже на паралимпийцев: один из участников Паралимпийских игр 2012 года в Лондоне признался, что тренер избивал его регулярно на протяжении шести лет. Наставника дисквалифицировали пожизненно". (Жуткие тайны тренировок азиатских спортсменов. total.kz) Всех этих примеров (а подобных можно разыскать на просторах Интернета в громадном количестве) вполне достаточно, чтобы представить, что не все родители считают, что занятия спортом должны доставлять, по крайней мере, радость, если не удовольствие. Но если иметь правильное понимание, что спорт не может быть без телесной боли от физических нагрузок, а уж тем более от травм, то почему родителям так нужно, чтобы их дети проходили через унижение поркой? Может быть, они просто хотят поделиться с детьми теми действиями, которые применялись к ним самим в их детстве, или в той спортивной секции, которую они когда-то посещали сами? Выслушаем позицию одной мамы (Просто Люся) на форуме: В детстве занималась балетом, преподаватель хлестала скакалкой по ногам весьма ощутимо, могла ущипнуть, шлепнуть, а уж как ругалась... Сейчас пишу и мне дико, а тогда я воспринимала это не то чтобы нормально, но спокойно, как должное. Но я думала, что это, потому что мне не с кем из взрослых поделиться было. Потом нечто похожее было в спорте, поняла, что практика повсеместная, поэтому никогда не рассматривала для своих детей профессиональные занятия спортом и балетом (у дочки для балета очень хорошие данные). Речь пока шла о родителях, а что же тренеры, как они считают нужным стимулировать своих начинающих и даже уже опытных спортсменов? Едва ли найдется такой спортивный наставник, который не использует свой голос в полную мощь в интересах дела. Кто-то из детей привыкает и пропускает этот крик мимо ушей, но подавляющему большинству спортсменов это не нравится. "Постоянный "вокал" тренера не помогает, а мешает сосредоточиться, вызывает раздражение и желание даже не выполнять требуемых элементов и упражнений. Особенно нервные девочки вообще выпадают из колеи тренировочного процесса", - примерно так говорят юные спортсмены. Думается, им можно верить. Но это, все же, метод гуманных тренеров, и они как-то обходятся без рукоприкладства, хотя ... не все подробности рассказывают даже близким людям. Случай из Омской области заставил вспомнить вопиющее способы "воспитания", которые были совершены тренером в одном из спортивных лагерей в 2005 году. Подробности можно найти в Интернете по заголовку "Без удара булавой успехов не бывает". Именно так говорили воспитанницам Центра подготовки олимпийского резерва, объясняя жестокие нравы. Даже не хочется пересказывать все подробности, так мерзостно они выглядели, но стоит привести выдержку из заявления матери потерпевшей гимнастки: "...вечером тренер (фамилия) и ее воспитанницы насильно скрутили моего ребенка, вывели в большой коридор, где собрали взрослых ребят, поставили на стол и раздели. При этом неоднократно били ее по голове. Мой ребенок, голый, со скрученными руками, сильно плакал и кричал. Я поняла, что мой ребенок попал не в лагерь, а в штрафбат". Устно мать потом рассказывала: "...утром, когда она пошла купаться, я увидела, что у нее на спине сплошные синяки и гематомы, а на голове волосы вырваны до проплешин". По ее словам, ей (матери) предложили не вспоминать об этом недоразумении, а взамен ребенок останется в престижном госучреждении, куда не так просто попасть. Вскоре выяснится, что обещание не исполнили. Удивительна реакция униженной и избитой восьмилетней девочки по прошествии некоторого времени: "Мамочка, я прощаю (имя отчество тренера), только, пожалуйста, давай не будем бросать гимнастику, - просила дочка. Стоит поставить и здесь восклицательный знак, уже второй в нашем очерке. "Гвозди бы делать из этих..." детей! - так хочется продолжить часто цитируемую строку известного стихотворения, заменив только в ней слово "людей". В 2009 году стало кое-что известно о методах работы китайских тренеров по гимнастике. Двенадцатилетний чемпион Китая Гао Шуай вместе с родителями подал в суд на наставников, которые били его, а также наказывали изощренными способами - например, заставляли по несколько часов стоять на руках или надолго ставили на колени. Родители мальчика выиграли дело в суде: спортшколу обязали выплатить им восемь тысяч долларов. А с гимнастикой парень завязал. "В Китае спортсменок подгоняют ремнем" (13.10.06 "Известия"): "Похоже, спортивный мир наконец-то раскрыл тайну конвейерной подготовки китайских суперчемпионов по легкой атлетике, плаванию и другим видам спорта. В преддверии Олимпиады-2008 в Пекине их подозревали в изобретении принципиально новых методик подготовки, использовании секретов восточной медицины. На деле же главным инструментом "фабрики чемпионов" оказался обычный ремень. Им, как выяснилось, китайские тренеры нещадно потчуют своих воспитанников для достижения высоких результатов. "Он бил меня ремнем и называл неблагодарной", - рассказала спортсменка, которая на чемпионате мира-2003 в Париже завоевала бронзовую медаль на дистанции 10000 метров. После одного из таких воспитательных сеансов Сунь и ушла от своего "педагога". "У меня была разбита вся спина, - продолжает она свой обличительный рассказ. - Я даже не могла согнуться, чтобы переодеть спортивную форму. К таким же методам воздействия тренер регулярно прибегал и в отношении других бегуний из нашей группы. А ведь в ней были чемпионки страны, призеры мировых первенств...". Вот что рассказывает востоковед Алексей Маслов: "Китайским спортсменам купируют не только чувства, но и болевые ощущения. Я неоднократно наблюдал, как китайцы тренируются по 5-6 часов с тяжелейшими травмами, преодолевая боль, что явно нарушает спортивный режим. Тренер любой другой страны решил бы, что подобные тренировки только увеличивает ущерб от травмы. А китайские тренеры утверждают, что таким образом спортсмен развивает психическую устойчивость". Вот другая выдержка из прессы: "Дзюдоистки рассказали, что Сонода оскорблял их, давал пощечины и поколачивал их мечами для кэндо (традиционное самурайское фехтовальное искусство). В страхе перед тренером спортсменки участвовали в соревнованиях, даже будучи травмированными". Другая публикация, возвращающая нас на родину: "Полиция проверит тренера по тхэквондо за "воспитание" юниоров скакалкой": В Красноярском крае разгорелся скандал, связанный с методами воспитания юных спортсменов в одной из спортивных секций по тхэквондо. В Сеть попало видео, на котором молодой тренер наказывает своих воспитанников скакалкой. Под горячую руку попало двое мальчиков. Их заставили выйти из строя, принять упор лежа и стойко перенести порку с использованием спортивного снаряда. Однако нашлись и те, кто заступился за тренера. Так, комментируя новость на сайте телекомпании "Афонтово", другие жители Ачинска заявили, что считают его "отличным тренером, а наказание скакалкой используют абсолютно все тренеры тхэквондо". Они также полагают, что сложившаяся ситуация - это происки и зависть других тренеров". Как оказалось, можно найти людей, которые очень благодарны наказательной скакалке: "Со спортом будущая звезда экрана дружила с детства, ведь она родилась в семье советского хоккеиста, двукратного олимпийского чемпиона Александра Кожевникова. Неудивительно, что родители еще в нежном возрасте отдали девочку в гимнастику. Годы, проведенные в спортивной школе, Мария считает трудными, но очень важными в своей жизни: - Да, прошло 15 лет... Я не заходила в зал, не переступала гимнастический ковер, да и скажу, что мышцы мои мало что помнили, но мастерство, за которое я благодарна моим тренерам, не забыто! - продолжает Мария. - Я помню боль от бесконечных растяжек, и что скрывать правды, как били скакалкой по заднице, когда не слушалась, но я так за это благодарна, и чем взрослее становлюсь, тем это чувство сильнее" ("КП", 15.02.16. "Мария Кожевникова: "Меня били скакалкой по заднице") В хореографии тоже не все так мило и воздушно, как многие думают: "Наблюдала я недавно за уроком хореографии у 5-6-леток. Миловидная учительница-балерина, тоненькая, с балетной осанкой, молоденькая... ругала пятилеток как сапожник. У меня вяли уши. Мне объяснили, что это нормально, видимо она так привыкла и не может перестроиться на малышей. Правда не била. Но, на мой взгляд, лучше бы била по ногам, от этого хоть толк есть" (Лана). Людям, не заглядывающим за кулисы спорта, какие-то примеры покажутся дикими, какие-то ужасными, а иные просто некрасивыми, и в большинстве случаев такие оценки будут справедливыми. Только необходимо помнить, что спорт - это почти всегда боль. Длительные тренировки, травмы, перенапряжения мышц: не наказания, а обыденность спортсмена, то, без чего почти невозможно обойтись, если хотеть добиться хоть какого-то результата. А высоких результатов хотят достичь и взрослые спортсмены, и юниоры, и дети, и, само собой разумеется, тренеры. У кого замирало сердце при виде какой-нибудь хрупкой спортсменки, исполняющей головокружительные элементы на бревне - этого ужасного "костоломного" спортивного снаряда, или при виде выполнения любого травмоопасного элемента в другой дисциплине, у того хватит понимания, что перелом позвоночника более страшное "наказание" за любовь к спорту, чем хлесткая кусачая скакалка, которую тренеры иногда применяют не из садистских наклонностей, а для купирования страха сделать шаг вперед, после которого нет гарантии не получить травму, да еще такую, что перекроет спортивный путь навсегда. Александр Куприн хорошо знал, какой труд и какие опасности сопровождали цирковых артистов, которым приходилось тренироваться и рисковать не менее, чем современным спортсменам: "Ей только что минуло шестнадцать лет, и она была очень хороша собою, когда однажды во время представления она сорвалась с воздушного турника и, пролетев мимо сетки, упала на песок манежа. Ее тотчас же, бесчувственную, унесли за кулисы и там, по древнему обычаю цирков, стали изо всех сил трясти за плечи, чтобы привести в себя. Она очнулась и застонала от боли, которую ей причинила вывихнутая рука. "Публика волнуется и начинает расходиться, - говорили вокруг нее, - идите и покажитесь публике!.." Она послушно сложила губы в привычную улыбку, улыбку "грациозной наездницы", но, сделав два шага, закричала и зашаталась от невыносимого страдания. Тогда десятки рук подхватили ее и насильно вытолкнули за занавески входа, к публике. (Allez!..). И еще: "...надо сказать, что вкус, цвет и запах таких тонких блюд, как шамберьер или рейтпейч, мне уже были знакомы с самых ранних детских дней. Но напрасно в публике и в цирковых романах ходит ошибочное мнение, что у нас будто бы учителя истязают учеников. Ведь для мальчишек нет более соблазнительного занятия, чем прыгать, скакать, кувыркаться, бороться и вообще побеждать закон притяжения. Однако в цирковых номерах бывает порою и жутковато и страшновато. Надо сделать то-то или то-то. Момент нерешимости, колебания... и вдруг тебя ожгло по задушке... Боль моментально заглушает трусость. Остается только приказание и желание ему повиноваться. Номер сделан так легко, точно ты раскусил орех. А учитель гладит всей пятерней твое мокрое лицо и говорит сразу на трех языках: - Bravo, schon, bambino! (А. Куприн. "Ольга Сур"). А вот из более современных воспоминаний: "Эту девочку я лечил на отделении спортивной и балетной травмы много лет назад. Когда она упала с брусьев и поломала лодыжки - ее привезли к нам. Вся она была изукрашена петлеобразными полосами вдоль и поперек! И эта избитая и поломанная девочка очень ждала свою тренершу, но она не пришла. Гимнастка со сломанными лодыжками никому не нужна!". (А. Новиков). Можно поставить третий восклицательный знак! "Ну, вот прям лупят!.. шлепают по коленкам, икрам, попам: прибери корму, а еще меж лопатками могут коготками поскоблить - держи спину, и за ушки вверх потянуть - тянись макушкой... У нас это рабочий процесс, все девчонки абсолютно нормально к этому относятся, еще и похихикивают, Но мы в этом с 4 лет. Надо, может, было побеседовать с дочкой о мерах таких?... Правильно там выше написали: "память тела...". Я вам больше скажу, у меня дочь никак не держала спину на танцах. Сама попросила меня (по совету хореографа) пришить ей на купальник... канцелярскую кнопку. Чуть ссутулится - кнопочка аккурат промеж лопаток колет. Так что, если ребенок хочет, он сам над собой издеваться будет... (МамаКатя). Так какой же вывод можно сделать из всего рассказанного? Да никакого решительного и особенного! Вот разве только немного удивиться увиденному и услышанному вместе с героем художественного фильма "Я вас любил" (1967 г.): - У Вики все еще жесткие ноги, - сказала ассистентка, похлопывая девочку по ногам, а иногда и чуть повыше... Коля зашептал: - Слушай, да они их лупят! - Не лупят, они дают почувствовать свое тело. Чтобы оно мягкое было... Нам потом из него лепить. - Что... лепить? - спросил Коля. - Все! - ответил третьеклассник. 22.11.18.
|