Только для лиц достигших 18 лет.
 
On-line: гостей 18. Всего: 18 [подробнее..]
АвторСообщение
постоянный участник




Сообщение: 18
Зарегистрирован: 20.05.15
Рейтинг: 0
ссылка на сообщение  Отправлено: 08.02.17 19:15. Заголовок: Дорошевич В.М. Горе и радости маленького человека


Сам рассказ тут в списке литературы упомянут, но текста вроде нет.


Иванов Павел, ученик 2-го класса 4-й гимназии, вышел из дома сырым, осенним, пасмурным утром.
Выйдя из подъезда, он пошёл едва-едва, медленно переставляя ноги, потом зашипел, начал прибавлять ходу и завернул за угол с такой уже быстротой, что должен был дать свисток, чтобы не передавить прохожих.
Это был не Иванов Павел, а курьерский поезд, шедший из Петербурга в Орёл с быстротой 120 вёрст в час. Кругом мелькали пейзажи, и, проходя мимо ворот, Иванов Павел за две тумбы давал тревожные свистки, чтобы не перерезать на всём ходу бочку с водовозом.
Иванов Павел, шипя и выпуская пары, с быстротой молнии переводил себя с стрелки на стрелку, сам удивлялся своему искусству, и переходил через улицы.
С конца октября или начала ноября Иванов Павел воображал себя команчем или онахом. Зимой он был следопытом и очень внимательно рассматривал следы в снегу, находя в них много таинственного, загадочного и тревожного, заставлявшего его испускать крик совы.
Но осенью, когда ещё живы были воспоминания о поездке в деревню, он был курьерским поездом, который каждый день в 8 часов утра ходил в Орловскую губернию.
Дойдя до лавки Шестопалова, Иванов Павел зашипел, дал контропар, и поезд остановился. «Машинист пошёл в буфет».
Иванов Павел зашёл в лавку, положил на прилавок пятачок, данный ему на завтрак, и сказал:
— Дайте мне палку шоколада «национального», только с испанцем… Или нет, дайте мне лучше батон… Или вот что… Не надо батона… Дайте мне палку косхалвы. Самой лучшей.
И от лавки Шестопалова Иванов Павел пошёл уже медленно, погружённый в пережёвывание косхалвы.
Палка косхалвы была упругая, как толстый кусок резины. Косхалва вязла в зубах так, что Иванов Павел часто не мог разжать челюстей и запускал в рот палец. Это ему нравилось.
— Настоящая пища воина. Индейцы и не то ещё едят. А Кук, который ел от голода свои мокасины!
Когда Иванов Павел съел палку косхалвы, у него ломило скулы.
Затем Иванов Павел начал останавливаться перед окнами открывавшихся магазинов и рассматривать вещи, которые он знал все наизусть, какая где лежала.
А перед магазином оптика подождал даже, пока приказчики откроют окна, чтоб посмотреть на настоящий маленький паровоз на рельсах, который он собирался три года «накопить денег от завтраков и купить».
Но не мог исполнит этого, потому что каждое утро свой пятачок проедал.
В гимназию Иванов Павел пришёл перед самым звонком, и сердце его вдруг наполнилось тревогой.
Сегодня его должны вызвать из латыни.
Он хотел утром в гимназии подзубрить. Когда же теперь?
Он чувствовал страшное беспокойство во всём своём существе. И все кругом чувствовали боязнь и беспокойство. Бегали, играли, кричали, но всё это так нервно, словно они хотели шумом и криком заглушить внутренний беспокойный голос.
Товарищи кинулись к Иванову Павлу и закричали:
— Что ж ты, Девет, а так поздно приходишь. Тут без тебя битва была. Иди к Крюгеру.
На что Иванов Павел раздражённо крикнул:
— Убирайтесь от меня к чёрту! Дурак ты, а не Крюгер.
— Так и ты не Девет, а свинья! — сказал обиженный Крюгер.
И все закричали:
— Господа! Господа! Иванов больше не Девет!
Крюгер дал ему кулаком в бок, за что Иванов Павел сделал ему подножку.
В эту минуту ударил звонок.
— На первом уроке выучу! Русский меня не спросит.
Но Николай Иванович, «русский», вошёл в класс и после молитвы объявил:
— Господа, диктант!
У Иванова Павла сердце упало.
Диктант длился целый час, и когда пробил звонок и началась первая перемена, к Иванову Павлу подлетели товарищи:
— Ты как смел Костюкову подножку давать? Подножку нельзя! Не по правилам!
— Господа! Мне надо латынь подзубрить! — объявил было Иванов Павел, но все закричали:
— Трус! Трус!
А Мозгов Игнатий крикнул:
— Какой же ты второй силач в классе?
Это уж был вопрос самолюбия. Иванов Павел вышел из-за парты и сказал:
— Ставься! Беру на левую ручку. Много ли вас на фунт сушёных?
— Подножку не давать! Подножку не давать! — кричали товарищи.
А первый силач в классе стоял около, готовый каждую секунду вступиться.
Мозгов кидался и с фронта и с бока, но Иванов отшибал его каждый раз и здорово приложил об парту, как ударил звонок, и все кинулись по местам.
В коридоре раздались медленные, мерные шаги чеха-латиниста, словно шаги каменного командора.
У Иванова Павла вдруг зачесалось всё тело.
— Встуаньте! — делая знак рукой, сказал чех-латинист.
Все встали.
— Саитесь! — объявил чех-латинист, опуская руку.
Все сели.
— Встуаньте! — опять крикнул он.
Опять все встали.
— Саитесь! — опять сказал чех-латинист.
Опять все сели.
Проделав так четыре раза, чех-латинист сел на кафедру, отметил отсутствующих, объяснил следующий урок и взялся за журнал.
— Господи! Не меня! Не меня! — зашептал Иванов Павел и начал часто-часто креститься под партой.
Чех-латинист поводил пальцем по журналу и воскликнул:
— Мозгоу!
— Не меня! Не меня! — взыграл душой Иванов Павел.
Он сидел, низко-низко пригнувшись к парте, и под столом давал ногою пинка сидевшему впереди высокому Веретенникову.
— Сиди выше! Сиди, говорят тебе, выше! Чтоб меня не увидал.
— Я и так высоко сижу! — шептал в ответ Веретенников, подложил под себя две книги и вытянулся в струнку.
— Выше, говорят тебе! Выше! Чтобы не видно было! — лупил его под столом Иванов.
— Да некуда выше! — огрызнулся Веретенников.
— Уеретенников Никуай! Вы чеуо там разгуариваете? — раздался вдруг голос чеха. — С кем? Уотодвиньтесь!
И он пристально воззрился в пригнувшегося к парте Иванова Павла.
Иванов Павел чувствовал, как у него кровь приливала к голове и горели уши.
Он сидел, нагнувшись, не смея взглянуть на чеха, но чувствовал на себе его пронизывающий взгляд.
Весь класс молчал. Мёртвая тишина царила.
«Спросит! Спросит!» словно в предсмертном томленье подумал Иванов Павел и полез под парту.
Но с кафедры раздался голос:
— Куда уы? Остуаньтесь!
Иванов замер.
Прошла ещё тягостная, бесконечная минута.
Чех водил пальцем по журналу и, наконец, сказал:
— Иуанов Пуавел!
Иванов Павел подкашивающимися ногами пошёл к доске.
— У уас в прошлый рауз була двуойка, — медленно и с расстановкой начал чех, — вуам нуадо пупруавиться. Пупруавьтесь!
Иванов Павел мигал, дрожал, краснел, бледнел.
— Позвольте вам сказать, Оскар Викторович…
— Гуоворите! — объявил чех. — Гуоворите! Уас уызвали зуатем чтуоб вы гуоворили! Мы ждюем, чтуо скуажет Ивуанов Пуавел!
— Позвольте вам сказать, Оскар Викторович… — начал было Иванов Павел и хныкнул.
— Не плуачьте! Не нуадо плуакать! — остановил его чех. — Куакия вы знуаете pluralia tantum[1]?
Иванов Павел беспомощно оглянулся на класс. Первый ученик, Патрикеев Николай, с оттопырившимися ушами сидел на первой скамейке и сквозь очки ел чеха глазами, молил его:
— Спросите меня! Меня спросите, Оскар Викторович, про pluralia tantum[1]!
Постников Алексей поднимал уже руку и показывал испачканную чернилами ладонь, готовый вот-вот сорваться с места и забарабанить.
Мозгов показывал Иванову язык. Костюков делал в воздухе знак:
«Кол»!
«Все, подлецы, рады, что я не знаю!» подумал Иванов Павел и вдруг почувствовал себя таким обиженным, таким маленьким, таким несчастным, что слёзы полились у него из глаз.
— Я… я… нниккакких… не… не… знаю… pluralia… pluralia… tantum[1]!
— Иуанов Пуавел не знает никуаких pluralia tantum[1]! — вдруг словно с изумлением воскликнул чех таким громким голосом, что в коридоре отдалось эхо.
Класс хихикнул.
— Уаши уши, Иуанов Пуавел, будет уэто pluralia tantum[1] или нет?
Класс насторожился, предчувствуя спектакль.
Иванов Павел начал икать и всхлипывать:
— Уотвечайте!
— Не знаю! — робко пробормотал Иванов Павел.
Класс фыркнул и расхохотался.
Иванов Павел оглянулся, как затравленный зверёк.
— Иуанов Пуавел никуогда не видуал свуоих ушей! — объявил чех-латинист.
Класс надрывался, рыдал, катался от хохота.
— Суадитесь…
— Оскар Викторович, у меня голова!.. — сделал Иванов Павел шаг вперёд.
— У всеаукаго человуэка есть гуолова! — объявил чех, взялся за журнал и обмакнул перо.
— Оскар Викторович! — с отчаянием воскликнул Иванов Павел.
— Суадитесь! — сказал латинист и провёл в журнале пером сверху вниз.
Весь класс показал Иванову Павлу по пальцу.
А Патрикеев Николай зашептал:
— Садись же! Садись же!
И поднял руку.
— Я знаю, Оскар Викторович, pluralia tantum[1]!
Иванов Павел с воем прошёл на своё место и, севши, завыл ещё сильнее.
— Иуанов Пуавел плуачет, — объявил чех, — пусть выйдет зуа двер и стуанет плуакать туам.
Иванов Павел вышел за дверь, стал в коридоре — и в класс доносились его рыдания.
Время от времени он появлялся в дверях с красным лицом, мокрым, вымазанным чернилами, поднимал руку и говорил:
— Ос… Ос… Оскар… Вик… Вик… Викторович…
Но чех спокойно отвечал каждый раз:
— Стуаньте в кауоридоре!
И продолжал допрашивать учеников.
Так кончился урок. Следующим уроком был батюшка.
— Иванов Павел, чего слёзы льёшь, неутешно рыдаешь, словно избиенный младенец? — спросил батюшка.
— Мне… мне… Оскар Викторович… кол… кол… кол поставил! — ответил, всхлипывая, Иванов Павел.
— Уроки надо учить с прилежанием, Иванов Павел, а не плакать! — заметил батюшка. — Пойди и умойся, потому что похож ты на чучело!
Иванов пошёл, умылся и, вернувшись в класс, спросил у соседа записную тетрадку и переписал в неё все заданные уроки на две недели вперёд, решив с этой самой минуты учить уроки не иначе, как наизусть.
Это решение его несколько успокоило и пробудило в его сердце надежду:
«Может, и простит. Вперёд буду хорошо учиться».
Он сидел и мечтал:
«Буду первым учеником. Пятёрки по главным предметам домой принесу. Мама мне комнатную гимнастику повесит».
Но, вспомнив про маму, опять начал всхлипывать. Тяжёлые предчувствия сжали ему сердце. Ему стало тяжко, тревожно, беспокойно.
И как только пробил звонок, Иванов, сшибая с ног встречных, сломя голову бросился к учительской и стал у дверей.
Была большая перемена.
Гимназисты шумели внизу. Из-за затворенных дверей учительской доносились разговоры, смех.
У дверей учительской стояли двое: Иванов Павел и другой ученик, тоже 2 класса, но другого отделения, Никанор Иванов, самый слабосильный в классе.
— Ты к кому? — спросил самый слабосильный.
— К Оскару Викторовичу, кол поставил. А ты?
— К немцу! — отвечал самый слабосильный. — За шум оставил!
И оба заплакали.
Так плакали они вместе минут пять.
И, наконец, самый слабосильный сказал голосом, прерывавшимся от всхлипываний:
— Хочешь старое наполеоновское перо на новое восемьдесят шестое менять?
— У меня восемьдесят шестые все со свинчаткой! — всхлипывая, ответил Иванов Павел. — Хочешь я тебе за наполеоновское с веточкой старое перо дам и немножко снимки дам?
— Ишь ты какой! — ответил уже более живо слабосильный. — На что мне твоя снимка? Я сам снимку жую!
И вынул из-за щеки кусок чёрной резины.
— Так твоя жёваная, а моя с керосином варёна! — запальчиво отвечал Иванов Павел. — Щёлкать можно. Хочешь, я тебе об лоб щёлкну?
— Щёлкни!
— Ишь как хлопает!
— А дай мне самому щёлкнуть!
— Нет, брат! Снимка, она к рукам прилипает. Не дам!
— Да что я, украду твою снимку-то?
— И украдёшь!
— Сам ты жулик! Жульё! Жульё! И снимка твоя дрянь!
— Что-о? Ты как смеешь мою снимку ругать? А?
Иванов Павел дал самому слабосильному подножку, — в эту минуту двери отворились, и из учительской вышел чех-латинист.
— Друаться здесь? Уопять Иуанов Пуавел! Стуаньте к стену. Уостанетесь на уодин час!
— Оскар Викторович! — кинулся Иванов к чеху и схватил его за фрак. — Оскар Викторович!
— Стуаньте!
— Оскар Викторович! Оскар Викторович! Я буду хорошо учиться!..
Латинист сходил с лестницы.
— Оскар Викторович! Оскар Викторович! — кричал Иванов.
— Кто здесь кричит? Вы здесь кричите? — раздался громкий голос директора, выходившего из учительской.
Всё стихло.
Не слышно было даже всхлипываний.
Камень лежал на груди у Иванова. Он сидел, вздыхал и с покорностью повторял про себя:
— Ну, что ж делать! Что ж делать! Пускай!
Затем ему что-то приходило в голову, от чего его всего ёжило и корёжило. И он спешил отогнать от себя страшную мысль:
— А может, и не будут!
На французском языке он немножко поуспокоился и даже сыграл под партой в пёрышки, но безо всякого увлечения.
Когда же перед концом последнего урока, арифметики, надзиратель зашёл в класс и объявил:
— Записан и остаётся Иванов Павел на один час!
Иванов заёрзал на месте, чувствуя какие-то судороги, которые пошли по телу, и окончательно упал духом.
Гимназия с шумом разошлась и опустела, Только в одном классе сидело человек десять оставленных, и среди них Иванов Павел.
Старшие шушукались между собой и чему-то смеялись, младшие плакали.
Дежурный надзиратель сидел на кафедре и писал записки родителям.
— Иванов Павел!
И он вручил Иванову записочку:
«Иванов Павел, 2 класса 1 отделения, за единицу из латинского языка, за шум и драку во время большой перемены оставлен на 1 час после уроков. Помощник классных наставников А. Покровский».
Иванов Павел, который всё время сидел и обдумывал, как он окончательно исправится, и получал уже в мечтах своих похвальный лист и книги из рук самого директора, взял записку и разревелся:
— Какой же шум? Я никакого шума не делал, Я только дрался.
— Завтра принесёте с подписью родителей! — объявил надзиратель, и в половине четвёртого сказал: — Ступайте!
Уныло и жутко было выходить из гимназии по пустым, молчаливым залам, уныло и жутко было в прихожей, где кое-где висело на пустых вешалках серое пальто, уныло и жутко было идти по большому пустому двору.
— Хочешь, Иванов, я тебя провожу до дома, а потом ты меня проводишь до дома! — предложил ученик 8 класса, тоже остававшийся на час «за упорное непослушание классному наставнику».
— Убирайся ты! — со злобой и скорбью отвечал Иванов и пошёл не домой, а по церквам.
Сначала зашёл в одну часовню Божией Матери, потом в другую, потом в третью, потом сходил ещё в одну часовню приложиться к образу Спасителя.
Молился везде горячо и долго, кланялся в землю, прикладывался по несколько раз, брал вату и чувствовал на душе примирение и успокоение и облегчение.
Даже когда какой-то лавочный мальчишка крикнул ему вдогонку:
— Синяя говядина, красные штаны!
Иванов Павел не обернулся, не выругался, как бы следовало, а кротко подумал в душе:
«Господь велел прощать всем. Господи, прости ему его согрешение!»
Он ужасно боялся чем-нибудь теперь прогневать Бога.
И давал в душе обеты:
«Я буду такой добрый, такой добрый. Только пусть бы меня сегодня не секли!»
И вдруг ему вспоминалось, как он в субботу убежал от всенощной, чтоб подраться на церковном дворе с мальчишками.
И его охватывал страх. Он незаметно крестился, чтоб не увидали прохожие, и говорил:
— Я всегда, я всегда теперь буду ходить ко всенощной. Только пусть меня сегодня не секут.
Так он пришёл в Казанский собор, приложился к иконам и особенно долго молился у одной.
Он всегда молился у этой иконы, и у него выработалась даже практика, как молиться.
Надо было стать на колени, откинуться немного назад и говорить шёпотом так, чтоб голос шёл как можно глубже, и чувствовалось лёгкое содрогание во всех внутренностях.
— Господи! Господи! Дай Бог, чтоб меня сегодня… чтоб меня сегодня… не секли! — тише добавлял он, конфузясь перед Богом, что обращается с такой просьбой.
Он истово крестился большим крестом, крепко прижимая пальцы и кланяясь в землю, долго оставался так, прижимаясь лбом к холодному полу.
И он молился так до тех пор, пока не начал чувствовать знакомого ощущения: сердце как будто поднимается к груди, горло слегка сжимает, слёзы сами текут большими каплями из глаз и на душе разливается такое спокойствие.
— Ну, значит сечь не будут! — решил он, почувствовав знакомое ощущение.
И сейчас же сам испугался своей самонадеянности. Закрестился торопливо, торопливо:
— Господи, прости, прости!..
Встав с колен, приложился к образу, перекрестился три раза и пошёл из собора, в дверях снова остановившись и истово перекрестившись ещё три раза.
— Сечь не будут!
Смеркалось. есть хотелось страшно. Иванов Павел пошёл к дому.
И чем ближе он подходил к дому, тем больше и больше падал духом.
— Если сейчас из-за угла выйдет женщина, значит — высекут, а если мужчина — сечь не будут…
Выходила женщина.
— Нет, нет. Не так! Если до той тумбы чётное число шагов, — не будут, нечет — будут.
Он рассчитывал, делал то огромные шаги, то семенил, но встречный мужчина чуть не сбивал его с ног, разбивал все расчёты, и выходило нечётное число.
Иванов Павел выбирал самые отдалённые улицы, останавливался у окон магазинов, шёл всё тише и тише, и когда, наконец, против воли, против желания, всё же подошёл к дому, пал духом окончательно:
— Высекут!
И он принялся ходить взад и вперёд около своего дома. Зажгли фонари, и дворник Терентий в шубе вышел на дежурство.
Он заметил барчука, шагавшего взад и вперёд по тротуару, и сказал:
— Что, вихры, бродишь? Опять набедокурил? — и, помолчав, добавил: — Из 16 номера барчука тоже драть нынче будут. Горничная за розгами прибегала. Надо и для тебя связать. Так уж на вас метла и выйдет.
От этих неутешительных слов стало на сердце у Иванова Павла ещё хуже.
Пробежала в лавочку горничная, заметила барчука и, вернувшись, сказала барыне:
— А маленький барин по протувару ходют!
— Приведи его домой!
Горничная выбежала на подъезд и весело крикнула:
— Павел Семеныч! Идите, вас барыня кличут. Скореича идите! Чего вы, как вам сто лет! Скореича! Ну, будут дела! — сказала она ему на лестнице, и Иванов Павел неутешно заплакал.
Он разделся и стоял в передней, стоял и ревел.
— Иди-ка, иди-ка сюда! — сказала мама. — Ты что ж это, полуночник? Ты бы до полуночи домой не приходил. Иди сюда. Что там ещё?..
И только что Иванов Павел переступил порог гостиной, мать дала ему пощёчину.
— Мамочка, не буду! Ой, мамочка, не буду! — завопил Иванов Павел.
— Хорошо, хорошо, мы это потом поговорим. Чем ещё порадуешь? Что принёс?..
— Ох, мамочка… Мне неправильно…
— Давай записочку-то, давай!
Мать прочла записочку, сжала губы, посмотрела на Иванова Павла, как на какую-то гадину, помолчала и спросила:
— Что ж мне теперь с тобой делать прикажешь? А?
— Мамочка, я не буду…
— Что с тобой делать?..
И Иванов Павел почувствовал жгучую боль в ухе, завертелся, заежился, как береста на огне.
— Мамочка, милая…
— Хорошо, хорошо. Мы с тобой потом поговорим! Потом… — зловещим тоном проговорила мать.
«Потом. Не сейчас будут!» полегчало на душе у Иванова Павла.
— Пойди в кухню, умой харю-то! На кого ты похож?
Иванов Павел пошёл в кухню умываться.
Кухарка Аксинья возилась у плиты, разогревая для него обед, увидала и сказала:
— Дранцы — поранцы, ногам смотр?
Иванов промолчал и мылся.
— Зачем дихтанты не пишешь?! — наставительно заметила кухарка.
Иванова Павла взорвало:
— И вовсе не за диктант, а по латыни! Дура! Дура ты, дура!
— А ты не дурач постарше себя. Я же тебя держать буду, как маменька стегать станет. А тебя подержу! Я тебя так подержу! — поддразнила кухарка.
Иванову Павлу хотелось на неё броситься с кулаками, но он удержался.
Хотелось попросить:
— Аксиньюшка, милая, недолго держи!
Но он тоже удержался.
— Пускай убивают. Ещё лучше!
И, глотая пополам со слезами холодное кушанье, Иванов Павел представлял себе, как он уж помер под розгами, и его похоронили, и все сидят на поминках и едят, как вот он теперь, и мать рвёт на себе волосы и кричит:
— Это я, я убила его! Очнись, мой Паша, очнись, мой дорогой, мой бесценный!
Как рыдала она, когда у него была скарлатина.
И Иванову Павлу стало жаль и себя, и матери, и всех, и он горько-горько заплакал.
— Ага! Кончил обедать? Ну-с? — послышался голос матери.
Иванов Павел вскочил горошком.
— Мамочка! Мамочка! Я сначала приготовлю уроки!
— Хорошо! Хорошо! Готовь, готовь уроки!
Иванов сел за уроки и принялся переписывать всё, что только можно было переписать. Потом он всё выучил, что можно было выучить, и особенно громко твердил латинские слова:
— Увидят, что я стараюсь!
Чай пить он не пошёл, боясь, чтоб не воспользовались чайным перерывом.
Наконец, ни переписывать ни читать было нечего. Спина и грудь ныли. Иванов Павел встал и начал ходить по комнате.
— Барыня спрашивают: кончили, мол? — появилась в дверях горничная.
— Нет! Нет! — испуганно забормотал Иванов Павел, снова сел за книги и принялся читать примеры для переводов:
«— Войска царицы победили конницу варваров. — В глубоких пещерах таятся львы. — Пожары часто уничтожают целые города».
И ему представилось, как весь их дом охвачен огнём. Нет, лучше на город напали неприятели, в их доме все заперлись. Но он, как древний грек Эфиальт, показывает неприятелям тайную дорогу по чёрной лестнице. Неприятели врываются. Всех избивают, и он впереди неприятелей…
— Пойтить к дворнику, сказать, чтоб надёргал! — словно про себя сказала горничная, проходя через детскую и шурша юбками.
«А Глашке кол в живот, — первой!» думал Иванов Павел. И вот он избивает всех, всех. Все умоляют его о пощаде, ползают у его ног. Но он неумолим. Какие пытки он им выдумывает. «С кухарки сдерите кожу. Глашку на кол». Иванов Павел даже содрогается. Ему становится их даже жаль. «Просто прикажу убить.» А маму… Маму я спасаю… «Вот, — говорю, — мама»…
В эту минуту откуда-то издали, из-за стен послышался какой-то визг. Детский голос орал, вопил что-то.
Иванов Павел прислушался, замер, и голова у него ушла в плечи.
— Слышишь? — спросила мать, появляясь в детской. — В 16 номере порют. Так же орать будешь.
«И мать убить!» решил Иванов Павел.
Кухарка прошла в комнаты.
— Спросить, скоро, что ли-ча? — на ходу обронила она.
«А Аксинью!.. Ух, Аксинью!..»
— Маменька сказали, что нынче довольно. Каких уроков не доучите, завтра доучите! — объявила горничная. — Барыня сейчас сюда идут. Пойтить позвать Аксинью! У-у, бесстыдник!
Иванов Павел бросился перед вошедшей матерью на колени.
— Мама, милая, не сейчас! Дай Богу помолиться!
— Перед смертью не надышишься! — улыбнулась мать. — Молись, молись!.. Да ты бы сначала разделся.
Но Иванов Павел раздеваться не стал. Он стал на колени и долго-долго истово молился на икону, делая земные поклоны и шепча как можно громче, чтоб слышно было в соседней комнате:
— Господи, помилуй милую маму! Господи, защити, спаси и помилуй милую маму!
«Слышит она, как я за неё, или не слышит?» думал Иванов Павел и возвышал голос всё больше и больше.
А в дверях детской стояла Аксинья и приговаривала:
— Ишь кувыркается! Закувыркался, брат!
И горничная, войдя в детскую, нарочно громко сказала:
— Куда розги-то положить? Ах, нынче хороши! На редкость!
Иванову Павлу стало нестерпимо. Он вскочил.
Вошла мать.
— Раздевайся. Ложись.
— Мамочка! — вопил Иванов Павел. — Мамочка, не буду! Мамочка, милая, ты увидишь, — не буду!
— Раздевайся. Ложись.
— Мамочка!..
Иванов Павел ползал перед матерью на коленях, ловил её платье, целовал, но старался не приближаться слишком, чтобы его не поймали и не ущемили головы между колен. Эту систему Иванов Павел ненавидел больше других.
— Глаша, раздень барина!
— Мамочка, я сам…
И Иванов Павел принялся раздеваться медленно-медленно.
— Глаша…
— Мамочка, я сам.
Иванов Павел был готов.
— Ложись!
— Мамочка, ты меня не больно?.. Мамочка, ты меня недолго? — задыхаясь, говорил он, стараясь поймать руку, которая его сейчас будет сечь.
— Нечего, брат, нечего уговариваться. Ложись…
— Мамочка…
— Положить тебя?
— Мамочка, я сам.
— Аксинья!
— Мамочка, не надо, чтоб Аксинья держала! Я сам буду держаться!
— Аксинья!
И он почувствовал, как Аксинья взяла его за худенькие ноги, и сейчас же вслед за этим жгучую боль.
— У-ай! — взвизгнул мальчик, схватился руками, почувствовал жгучую боль в руках, отдёрнул их, опять схватился, опять отдёрнул.
— Глаша, держи руки.
— А-а-ай! — как зарезанный завопил мальчик, чувствуя полную беспомощность.
— Учись! Учись! Учись! — приговаривала мать.
— Мамочка, не буду! Мамочка, не буду! — вопил Иванов Павел.
— Не дерись, не шуми! Не шуми, не дерись! Не шуми! Не шуми!..
— Мамочка, я не шумел… Мамочка, я не шумел…
И он чувствовал, что умирает…
________________________________________
В постели пахло сухими берёзовыми листьями. Красная лампадка мигала перед образом. В сумраке слышались стихающие рыдания.
И грудь Иванова Павла была полна слёз. Болело и саднело. А по душе расплывалось спокойствие.
— Кончено. Случилось. Больше нечего бояться.
И тихо всхлипывая, заснул бедный мальчик, и снилось ему во сне, что он предводитель команчей и на голову разбивает всех белых.
За что надругались над человеческим телом и над маленькой человеческой душой?



Спасибо: 3 
ПрофильЦитата Ответить
Ответов - 54 , стр: 1 2 3 All [только новые]





Сообщение: 27
Зарегистрирован: 31.05.18
Рейтинг: 0
ссылка на сообщение  Отправлено: 01.06.18 14:15. Заголовок: Маринка пишет: Втор..


Маринка пишет:

 цитата:
Второй раз встречаю сегодня речь о "запорот до потери сознания"



Я не имел в виду порку "до потери сознания", здесь все-таки другой Форум, а всего лишь хотел подобрать синоним к "очень суровая порка", Видимо, неудачно, только и всего.

Спасибо: 0 
ПрофильЦитата Ответить
постоянный участник




Сообщение: 452
Зарегистрирован: 11.03.15
Рейтинг: 5
ссылка на сообщение  Отправлено: 03.06.18 09:53. Заголовок: Комментирую рассказ ..


Комментирую рассказ Дорошевич "Горе и радости маленького человека". Если рассказ написан аж в 1905 году тогда всё понятно потому что тогда распространённое было наказание детей розгами. Это даже по рассказу видно, вот горничная, кухарка, дворник и вабще все спокойно говорят себе о порке, готовят розги и т.п. И крики из соседнего "16 номера" где порка началась немножко раньше, это ж ведь в один вечер, а это такие детали какие говорят что это было самое обычное явление! Мне рассказ очень понравился! Очень хороший рассказ (не то что тут на форуме некоторые пишут "рассказы"), тут видно что писал профессиональный писатель, тут описывается не само наказание мальчика а все его чувства которые он испытал ещё до школы и в школе и после школы (т.е. гимназии тогда). Рассказ во первых психологический, а во вторых автор не отходит от реальности, ничего не приукрашивает пишет даже немножко сухо, а "Иванов Павел" это у меня даже слов нет! Только вот все страдания этого Иванова Павла связаны больше не с наказанием розгами а с тем что он такой безвольный и трусливый, во всём сомневается, всего боится. Конечно это страдальческие чувства и порка это страдание, но мне кажется что и порка розгами не была бы таким великим страданием для этого мальчика если б он до того не страдал, если б он мог хоть что то сделать нормально. Конечно от провинности ребёнок никогда зарекаться не может но ведь этот Иванов Павел мог выучить этот свой урок (и даже сам собирался выучить!). Вот что интересно: никто не создал ему никаких неожиданностей в этот день, он о всём знал что как может быть, ничего нового, а при этом он каждым своим шагом показывает своё ничтожество! Это в самый обычный день, а если бы что то новое вдруг, как бы он тогда себя повёл? Вот тогда бы точно умер наверно а не думал про себя (от жалости к себе только) что умирает под розгами. Ведь тут описан весь его день и у него это начинается ещё с самого утра, когда он и не думал что вечером будет порот. Сразу создаётся впечатление что у этого мальчика никогда ничего не получится в жизни, то он хочет шоколад то батон то халву, хочет накопить денег на игрушку с паровозиком но у него никогда не хватит воли на это, потому что его никто не учит преодолевать трудности, проявлять волю, ставить какие то задачи выполнять их (пусть даже самые маленькие задачи, это нормально в его возрасте, но их надо ставить и надо выполнять). И точно так он не сможет мужественно принять порку, также как он безвольно не выучил своего урока, хотя для этого просто раньше надо было притти в гимназию и выучить. У него не хватает воли даже на то чтоб не задержаться у витрины чтобы выучить свой урок. Да, описание чувств мальчика напоминает реальные чувства ребёнка который ждёт порку но эти чувства могут проявляться на разном фоне, уже в таком возрасте надо иметь хоть немножко мужество и волю, тем более что сам провинился и знал об этом (и знал что в семье порют, надо расчитывать последствия). Поэтому у меня этот мальчик тоже не вызывает симпатии. Может у него характер такой боязливый а может его так воспитывают что не внушают воли, твёрдости (а он будущий мужчина, ему это надо как раз внушать)…

Спасибо: 1 
ПрофильЦитата Ответить



Сообщение: 775
Зарегистрирован: 16.08.09
Рейтинг: 6
ссылка на сообщение  Отправлено: 03.06.18 15:38. Заголовок: Спасибо, Larissa !А ..


Спасибо, Larissa !А ты считаешь, что тут "надругались над телом и душой этого мальчика", как пишет автор? Вот я так не считаю. Я считаю, что его просто наказали по той системе. которая была принята в его семье и в других семьях. Мне хочется пофантазировать и попытаться представить, как прошел бы день другого мальчика, с более волевым характером, которого тоже должны были наказать вечером, ну вот допустим, мальчика из 16 номера. Например, он тоже не выучил латынь, потому что полночи читал приключенческую книжку, И также, идя в школу, он знает, что его спросят и поставят кол. И также он знает, что память на латынь у него неважная, и перед уроком он все равно ничего не успеет повторить. Поэтому кол обеспечен, и порка тоже будет. Но характер у него совсем другой, чем у Иванова Павла...С какими чувствами пройдет его день? назовем его Павлов Иван!

Мне интересно услышать мнение тех, кого пороли за плохие отметки, как этих мальчиков. Какие чувства испытывали вы в такие дни ( или ваши друзья?)

Спасибо: 0 
ПрофильЦитата Ответить



Сообщение: 558
Зарегистрирован: 13.12.17
Рейтинг: 3
ссылка на сообщение  Отправлено: 03.06.18 16:11. Заголовок: Поэтому кол обеспече..


Поэтому кол обеспечен, и порка тоже будет. Но характер у него совсем другой, чем у Иванова Павла...С какими чувствами пройдет его день? назовем его Павлов Иван!
Мне интересно услышать мнение тех, кого пороли за плохие отметки, как этих мальчиков. Какие чувства испытывали вы в такие дни ( или ваши друзья?)

Естественно, не выучил, и даже знаешь, что спросят - надеешься на чудо (порой действительно везло). А так - в голове мысль и "авось проскочит" и беспокойство что сильно влетит.
Но вот когда реально "влетала", то если в 1-2 классе какие-то "отговорки" искала для родителей - "не виноватая я ), а в более старшем возрасте уже выслушивала "нотацию" и было одно желание - побыстрее бы наказали , и все закончится. Смысл унижаться и спорить? - Все равно знала, что накажут.

Всегда на связи, эл.почта: veronkr1998@mail.ru

Приглашаю к обсуждению вопросов воспитания и наказания. Реальные случаи из жизни и размышления на тему порки.
Спасибо: 1 
ПрофильЦитата Ответить



Сообщение: 776
Зарегистрирован: 16.08.09
Рейтинг: 6
ссылка на сообщение  Отправлено: 03.06.18 17:42. Заголовок: То есть, в отличие о..


То есть, в отличие от Иванова Павла, Павлов Иван наоборот, побыстрее придет домой, во всем признается и получит наказание, да? Не будет унижаться перед учителем и ходить по церквам)))

Спасибо: 0 
ПрофильЦитата Ответить
постоянный участник




Сообщение: 370
Зарегистрирован: 08.07.16
Рейтинг: 0
ссылка на сообщение  Отправлено: 03.06.18 17:44. Заголовок: Это было бы куда дос..


Это было бы куда достойнее.

Радость скачет глупой кошкой
Через тысячи преград,
А преграды уничтожь-ка —
Ничему не будешь рад.
Спасибо: 0 
ПрофильЦитата Ответить
постоянный участник




Сообщение: 453
Зарегистрирован: 11.03.15
Рейтинг: 5
ссылка на сообщение  Отправлено: 04.06.18 11:01. Заголовок: Шура пишет: А ты сч..


Шура пишет:

 цитата:
А ты считаешь, что тут "надругались над телом и душой этого мальчика", как пишет автор?

Уважаемая Саша, я считаю примерно так же как и Вы, что у мамы этого Иванова Павла была своя система которая для того времени была к тому же обычной для многих семей. Примерно также как и у моей приёмной мамы была такая же система. Можете обратить внимание что мама не устраивает панику (хотя он прогулял до вечера и она точно волнуется) не орёт на него, вабще не метушится, хотя наверно горничную специально послала высматривать когда же глупое дитё появится домой. Никаких унижений и оскорблений но в то же время вся прислуга в доме знает что будет порка этого Иванова Павла! (Надо же так повторять всё время – Иванов Павел, Иванов Павел…) ВСЕ точно знают, только сам Иванов Павел гадает "будет или не будет"!! Да уже было бы только за то что до вечера где то шлялся, даже без кола в гимназии!! И обратите ещё внимание тот эпизод, где несчастный Иванов Павел вспоминает, как она рыдала когда у него была скарлатина: "Очнись, мой Паша, очнись мой дорогой, мой бесценный!" Это очень важный эпизод в рассказе который говорит о том, что мама его сильно любит, но только (как и моя) не проявляет своих чувств открыто, а порку считает исправлением, а не надругательством над телом и душой. И этому есть доказательство: обратите внимание, что она повторяет во время порки: "учись, не дерись, не шуми", и так много раз! Чтобы, как Вы и сами когда то писали, доходило не только до тела, а до ума через тело.

Шура пишет:

 цитата:
Мне хочется пофантазировать и попытаться представить, как прошел бы день другого мальчика, с более волевым характером, которого тоже должны были наказать вечером

Мне кажется фантазировать о том как должен был бы пройти день другого мальчика – тут ведь можно очень много фантазировать! Ведь вариантов много может быть! Я уже писала о чувствах которые дети испытывают в таких случаях, думаю что они примерно одинаковые, поэтому и у того другого мальчика наверно были бы похожие чувства, но если бы у него был характер он не чувствовал бы себя таким униженным (а ведь унижение не от порки, ведь Иванов Павел сам себя постоянно унижает, потому и перед другими унижается, такое впечатление что унижение это уже часть его натуры!.. Может быть другой мальчик понял бы хотя бы то что сам и виноват во всём, и не унижался бы перед учителем и не ходил по церквам и наказание терпел бы достойнее.

Спасибо: 1 
ПрофильЦитата Ответить



Сообщение: 777
Зарегистрирован: 16.08.09
Рейтинг: 6
ссылка на сообщение  Отправлено: 04.06.18 14:03. Заголовок: Larissa пишет: ВСЕ ..


Larissa пишет:

 цитата:
ВСЕ точно знают, только сам Иванов Павел гадает "будет или не будет"!!


Вот именно, кроме него ВСЕ знают!! То есть несчастный мальчик пытается сам себя обмануть)
Меня еще удивило то, что мать позволяет ему оттягивать порку. Он же делает вид, что учит уроки, потом просит время, чтобы помолиться, а мать довольно спокойно к этому относится, ждет терпеливо, не сильно подгоняет.

Я вот думаю, что при такой спокойной, но настойчивой матери, мальчик со временем перестанет себя обманывать и научится смотреть "правде в глаза", и даже силу воли разовьет, не будет так мелочно оттягивать момент наказания...

Я думаю, что частое повторение "Иванов Павел" означает статус ребенка - он же ГИМНАЗИСТ!! Это, в принципе, звучало гордо, не все такую возможность имели тогда. И значит, необходимо было соответствовать статусу, хотя не сразу получалось, но надежда была. Автор назвал рассказ "горе маленького человека", вот он и усиливает контраст, с одной стороны человек-то совсем маленький, с другой - Иванов Павел!
Но ведь и гимназия, и розги матери для того и были, чтобы вырос он из маленького во взрослого когда-то.

Спасибо: 0 
ПрофильЦитата Ответить
постоянный участник




Сообщение: 454
Зарегистрирован: 11.03.15
Рейтинг: 5
ссылка на сообщение  Отправлено: 05.06.18 12:19. Заголовок: Шура пишет: Автор н..


Шура пишет:

 цитата:
Автор назвал рассказ "горе маленького человека", вот он и усиливает контраст, с одной стороны человек-то совсем маленький, с другой - Иванов Павел!

Уважаемая Саша, Вы как всегда пишете прямо в точку. Но вот интересно, в названии рассказа стоит "горе и радости". А радостей то нет никаких!! )) Сплошное горе безисходность и ничего не получается. Я думаю что "Иванов Павел" это не только статус. Я тут вижу больше не положительный смысл (т.е. мальчик в статусе гимназиста который вырастит во взрослого и начнёт смотреть правде в глаза) а скорее наоборот! Это что то такое сухое в человеке в чём совсем нет души. Представить себе не могу чтобы братишка мне так таинственно шипел из за угла "Ларисссса?" а я б ему "Котельников Михаил, иди на кухню, тебя мама зовёт!" )) В гимназии слишком казённые были отношения, мало человеческие…

Шура пишет:

 цитата:
Меня еще удивило то, что мать позволяет ему оттягивать порку.

А ведь мама действительно спокойная и настойчивая, мне не удивительно что она вот так даёт оттягивать, как она сама говорит "перед смертью не надышишься" (образно конечно), так какая разница, пусть ребёнок сначала покушает, сделает уроки, помолится (но сначала разденется, ах-ах, "молись молись, но ты бы сначала разделся")) Ведь этот Иванов Павел до самого конца пытается себя обмануть, как вы пишете, а пока идёт эта оттяжка всё вокруг как раз говорит ему о том чтобы он не обманывал себя а думал о порке, может быть это дополнительный шанс принять всё как есть, только Иванов Павел (ухх) этот шанс не использует.

Спасибо: 0 
ПрофильЦитата Ответить



Сообщение: 779
Зарегистрирован: 16.08.09
Рейтинг: 6
ссылка на сообщение  Отправлено: 05.06.18 15:28. Заголовок: Радости у Иванова Па..


Радости у Иванова Павла есть, это просто день неудачный тут показан. Ему нравится играть в курьерский поезд, нравится любоваться на игрушечный паровоз, с ребятами меняться, про индейцев читать, косхалву кушать. Кстати, кто-то ел косхалву? Я помню как мне мама в детстве покупала её, подчеркнула название:"косхалва" Она , наверное, и сейчас есть, только как-то по-другому называется.
И мне не очень понятен уровень культуры матери его. Вроде, барыня, прислугу держит, а сама говорит сыну "харю умой", и еще, она же его пощечиной встретила. Все же, грубоватая женщина, хотя упорная и настойчивая. наверное, купчиха она))

А вот утром следующего дня Иванов Павел пойдет в гимназию в хорошем настроении, потому что уроки выучены, можно не бояться кола/, и будет он весело меняться с мальчиками "снимками" - только я так и не погняла, что это такое, жвачка, что ли?

Ну и все-таки "Ивановым Павлом" зовут его только учителя в гимназии, больше никто))))

Спасибо: 0 
ПрофильЦитата Ответить
постоянный участник




Не зарегистрирован
Зарегистрирован: 01.01.70
Рейтинг: 0
ссылка на сообщение  Отправлено: 06.06.18 16:20. Заголовок: Не думаю, что констр..


Не думаю, что конструктивно осуждать ребенка, хотя с поставленной Шурой и Ларисой диагнозом в общем согласен. Но какова цель наказания? Нравственно исправить? Извините, но порка, как и любое наказание, это стимуляция, а не исправление. Теоретически исправление возможно благодаря труду, отрицательным стимулом к которому является наказание. Но само по себе страдание не исправляет, скорее наоборот. Результатом исправление может быть желание быть наказанным, допускаю такое. Но это не результат наказания как такового.

Поэтому порку можно рассматривать исключительно как стимулирование и, как и любое другое действие, оценивать с точки зрения эффективность/стоимость, где стоимостью являются как раз страдания ребенка.
И тут видна явная ошибка матери. Единственное, что она сделала правильно, так это позволила сыну отсрочить наказание. Заслуживая прощение, он, наконец, стал делать все как следует. Тогда, когда встал перед фактом неизбежности наказания или как минимум неизбежности необходимости выпрашивания прощения (кстати, не вижу в выпрашивании прощения ничего плохого, это, если хотите, показатель доверия к родителям, откровенность перед ними, отсутствие ложного героизма, тут совершенно неуместного).
Так что я бы рекомендовал его матери:
1. Сделать наказание в разы менее строгим, чтобы, получая его, он мог анализировать причины, степень строгости, соответствие вине и усилиям заслужить прощение.
2. Сделать его более частым и неизбежным в случае провинности. Чтобы не возникало вопросов "будут ли сечь", а был вопрос "как будут сечь". Так как с трудом можно предположить, что такой мальчишка за целый день ни в чем не провинится.
3. Подойти в процессу наказания с должной долей снисходительности и иронии, еще раз напоминающей сыну, что ничего неправильного и страшного с ним не делают. Более того, совсем наоборот, наказывают мягче, чем он того заслуживает, из любви к нему и потому, что помнят, как и сами были детьми.
И тогда целью ребенка станет не отвертеться от наказания любой ценой, а вести себя так, чтобы мама видела, что наказание действует, а сам ребенок стремится быть белым и пушистым - хотя бы даже и из сугубо шкурных в прямом смысле этого слова соображений. В конце концов, быть джентльменом это привычка. Вот и пусть привыкает.

Спасибо: 1 
ПрофильЦитата Ответить



Сообщение: 780
Зарегистрирован: 16.08.09
Рейтинг: 6
ссылка на сообщение  Отправлено: 07.06.18 16:54. Заголовок: Да не выпрашивает он..


Да не выпрашивает он прощения у матери, он всего лишь уговаривает ее не наказывать его, надеется, что мать смягчится.

А мать его ведет себя как раз по вашему пункту 3 - снисходительно и иронично, что позволяет думать, что со временем мальчик привыкнет и будет спокойнее относиться и стремиться избежать наказания хорошим поведением! А про " ничего страшного" - ну да, вот и постоянно мальчика из 16 номера вспоминают))

Спасибо: 0 
ПрофильЦитата Ответить
постоянный участник




Сообщение: 2
Зарегистрирован: 06.06.18
Рейтинг: 0
ссылка на сообщение  Отправлено: 08.06.18 15:10. Заголовок: А пощечина при возвр..


А пощечина при возвращении домой?! А то, что он мало что соображал от боли во время самой процедуры? Мальчиком из номера 16 скорее пугали ("вот так и ты будешь орать"), чем успокаивали. Привыкнуть к такому сложно, тем более мальчишке с уже и так испорченной психикой.
Его не научили элементарной самодисциплине, просто посидев рядом с ремнем. На определенном этапе необходимо научить ребенка тому, что он в принципе может вести себя правильно, дозировано и мягко пресекая отклонения от этого правильного поведения. Своего рода этикет, умение держать себя в руках. сначала в ситуации крайней необходимости и только уже потом под угрозой отсроченного, а не немедленного, наказания.
Теперь его спасут только розги непосредственно в школе и непосредственно в классе. Не строгие, но перманентные, сразу и неизбежно после провинности. И дома, когда плохо делает уроки, прямо в момент их приготовления. Подошла, посмотрела, оценила аккуратность, внимательность, сосредоточенность на деле и не особенно строго, но чувствительно, наказала, если что-то не так. Этим, собственно, и занимались гувернантки, если самим матерям было некогда или если число детей превышало их возможности. У этого мальчишки гувернантки явно не было.

Спасибо: 0 
ПрофильЦитата Ответить



Сообщение: 781
Зарегистрирован: 16.08.09
Рейтинг: 6
ссылка на сообщение  Отправлено: 08.06.18 15:36. Заголовок: VwV пишет: А пощечи..


VwV пишет:

 цитата:
А пощечина при возвращении домой?!


Это да, это унижает человека. Но ведь пощечина была наказанием за позднее возвращение, а порка уже за прегрешения в гимназии.

VwV пишет:

 цитата:
А то, что он мало что соображал от боли во время самой процедуры?

ЭЭЭ, а что он должен был соображать-то? он орал: не буду, я не шумел

Вот "не буду" - это понятно, не буду плохо себя вести, не буду нарываться на порку, хотя мать ему говорит наоборот "учись" , но тут все равно все ясно.

А вот когда он орал:

 цитата:
— Мамочка, я не шумел… Мамочка, я не шумел…

- это же неправда. Опять обман, кого обмануть пытается, мать? А в записке написано, что он шумел. Или сам себя?

Этот мальчик пока еще в силу возраста малого не всегда отличает истину от своих фантазий, потому что он еще пока "маленький человек". Сам себя обманывает, что "не шумел", сам себя пытается обмануть, что вдруг "сечь не будут". Да, гувернантки у него нет, но его мать, по-моему и не считает, что нужны гувернантки ребенку, в её понятиях достаточно её розги!

Спасибо: 0 
ПрофильЦитата Ответить
постоянный участник




Сообщение: 3
Зарегистрирован: 06.06.18
Рейтинг: 0
ссылка на сообщение  Отправлено: 08.06.18 16:25. Заголовок: Так как раз получает..


Так как раз получается, что и не достаточно и в избытке ее розги одновременно. Причем это самая распространенная история. Когда доходит до наказания, оно получается чрезмерным и не воспринимается никак иначе, чем ужас, который в принципе не может быт справедлив или целесообразен. И в то же самое время в большинстве случаев наказание или отсутствует или откладывается на столько, что уже перестает быть достаточным стимулом.
А когда, в подростковом возрасте, ребенок уже понимает, что его можно держать в руках гораздо более гуманными наказаниями, начинается внутренний а иногда и явный протест. Вплоть до физического сопротивления и драки.
Возможность выбрать альтернативное не телесное, но более строгое, наказание решает проблему с таким протестом, но только в случае, когда порка терпима. Нестерпимую не выберет никто. И я в принципе не вижу смысла нестерпимую применять, так как стимулом к полезному действию она быть не может (в силу своей несправедливой и необъяснимой ничем кроме родительских комплексов или девиаций избыточности), а "преступное" действие прекрасно предотвращается и без всякой порки. В конце концов, большинство телесно не наказывается, а ведет себя достаточно прилично.
Телесное наказание не что иное, как своего рода протез, заменяющий еще не сформировавшуюся силу воли. Нет никакого смысла "стрелять из пушки по воробьям". Для того, чтобы ученик, скажем, аккуратно писал, с него не надо спускать шкуру. Непосредственной опасности заработать пренеприятный 5-10-минутный "жесткий массаж" более чем достаточно. Нужна только последовательность и контроль. Иногда чуть более строгое наказание, иллюстрирующее тот простой факт, что если наказание не подействовало, оно плавно усиливается. И наоборот, вплоть до отмены наказаний как таковых, когда сила воли окончательно сформировалась.
При этом слишком мощный "протез" может оставить человека безвольным на всегда. Как и постоянно применяемый. Этим, наверное, оправданы чуть более строгие отложенные наказания. Сегодня мама"не заметила", как халтурно делаются уроки, а завтра уже выпорола за низкую отметку. Уже немного сильнее. Но это применимо только к тому ребенку, который уже умеет не халтурить в принципе, который знает, что это такое - делать все как следует.
А если еще не умеет, то наказание за двойку бессмысленно. Он и не мог ее не получить, это не стимуляция и не исправление, а настоящая ловушка. Если только цель выпороть ради того чтобы выпороть, но это уже не родители, а садисты, согласитесь.
Я уже не говорю о том, что описываемые тут многими примеры воспитания с помощью скакалки или процедур, после которых надо сутками отлеживаться, можно сравнить только с "ремонтом" автомобилей или бытовой электроники с помощью кувалды. Бывают случаи, когда удар кувалдой временно помогает. Но с ее помощью еще никто и никогда ничего хорошо не отремонтировал. Зато сколько вещей было безвозвратно испорчено!
Внимательно посмотрим на иллюстрацию:

Розги, фактически, растворились в воздухе. Это вовсе не толстые прутья, которые применялись разве что подлым народом или палачами для наказания преступников. Держит их барыня буквально двумя пальцами. Никакого замаха, явно легкие стежки. Да, барчука держат, но скорее потому, что ему же так легче. Ну или капризен еще. В любом случае отлеживаться ему точно не придется.

Спасибо: 0 
ПрофильЦитата Ответить
постоянный участник




Сообщение: 849
Зарегистрирован: 22.07.15
Откуда: Cамара
Рейтинг: 2
ссылка на сообщение  Отправлено: 08.06.18 17:42. Заголовок: VwV пишет: Розги, ф..


VwV пишет:

 цитата:
Розги, фактически, растворились в воздухе. Это вовсе не толстые прутья, которые применялись разве что подлым народом или палачами для наказания преступников. Держит их барыня буквально двумя пальцами. Никакого замаха, явно легкие стежки. Да, барчука держат, но скорее потому, что ему же так легче. Ну или капризен еще. В любом случае отлеживаться ему точно не придется.


В мои далекие школьные годы практиковались сочинения типа ...Это когда перед классом вывешивалась какая то картина и необходимо было описать свои мысли и чувства которые вызывает данное полотно.
VwV, мне кажется за этот небольшой абзац, а точнее за эти четыре строчки , наша "руссичка" Вам бы точно твердую четверку поставила бы. А если бы еще пару фраз в качестве вступления и заключения то пятерка была бы гарантирована

Спасибо: 1 
ПрофильЦитата Ответить



Сообщение: 782
Зарегистрирован: 16.08.09
Рейтинг: 6
ссылка на сообщение  Отправлено: 09.06.18 07:16. Заголовок: О, какая картина! Ин..


О, какая картина! Интересно, что написано раньше, картина или рассказ?
То ли рассказ - сочинение по этой картине, то ли картина- иллюстрация рассказа!
Иванов Павел такой и есть , кухарка Аксинья держит ноги, горничная Глаша - руки!
Вот только маменька мне казалась почему-то более упитанной, как купчиха! А тут дамочка стройная, и еще с прической. А мне виделась толстая тетка в чепце.
Serge de K пишет:

 цитата:
VwV, мне кажется за этот небольшой абзац, а точнее за эти четыре строчки , наша "руссичка" Вам бы точно твердую четверку поставила бы. А если бы еще пару фраз в качестве вступления и заключения то пятерка была бы



Строгая у вас была русичка! Наша бы поставила 5 за одну фразу о "растворившихся в воздухе розгах"!

Спасибо: 0 
ПрофильЦитата Ответить
постоянный участник




Сообщение: 850
Зарегистрирован: 22.07.15
Откуда: Cамара
Рейтинг: 2
ссылка на сообщение  Отправлено: 09.06.18 11:17. Заголовок: Шура пишет: То ли р..


Шура пишет:

 цитата:
То ли рассказ - сочинение по этой картине, то ли картина- иллюстрация рассказа!
Иванов Павел такой и есть , кухарка Аксинья держит ноги, горничная Глаша - руки!


Ну к этой картине могли бы подойти и строки из произведения Евгения Павловича Маркова "Барчуки" ( тоже вторая половина прошлого века

Когда привели в маменькину спальню нашу скорбную колонну со всеми её знаками недавнего отличия на физиономиях и одеяниях, мы увидели у большого маменькиного кресла заплаканную белобрысую фигуру нашего храбреца Саши, попавшегося в плен при всеобщем отступлении. Его пухлые щёки, измазанные в мелу и пыли, приняли несказанно жалобное выражение; голубые смелые глазёнки его глядели тускло и скучно; смешная нижняя губа как-то горько подбиралась в рот, крупные слёзы капали из глаз на пол. Обеими руками он бережливо держал верхний край панталон своих, кои, увы, не сохраняли уже прежнего девственного вида своего, но красноречиво свидетельствовали о том, что их неприкосновенность попрана, их честь запятнана навеки. Сашу высекли. Мы это узнали в один миг, взглянув на его огорчённую рожицу и на его сконфуженную позу. Ужасная мысль оледенила сердца наши. На диване лежали связанные в пучок отвратительные ракитовые побеги, созданные Творцом на погибель и посрамленье всего мальчишечьего рода. О, для чего земля родит их и дожди их поливают?




Спасибо: 1 
ПрофильЦитата Ответить



Сообщение: 783
Зарегистрирован: 16.08.09
Рейтинг: 6
ссылка на сообщение  Отправлено: 11.06.18 10:06. Заголовок: Спасибо за наводку н..


Спасибо за наводку на книгу! Много интересных подробностей самых разных про детство в 30е годы 19 века! Книга есть в сети, всем советую почитать.

Спасибо: 0 
ПрофильЦитата Ответить



Сообщение: 605
Зарегистрирован: 13.12.17
Рейтинг: 3
ссылка на сообщение  Отправлено: 14.06.18 05:58. Заголовок: VwV пишет: А когда,..


VwV пишет:

 цитата:
А когда, в подростковом возрасте, ребенок уже понимает, что его можно держать в руках гораздо более гуманными наказаниями, начинается внутренний а иногда и явный протест. Вплоть до физического сопротивления и драки.


Стоит согласиться. Я тоже сторонница того, что вкладывать ум через зад имеет смысл до 15-16 лет, дальше - "вынос мозга" словами или альтернативные наказания. Наоборот, в 10-14 лет как раз имеет смысл пороть строго, чтобы в самом начале подросткового возраста "не упустить момент".

VwV пишет:

 цитата:
Возможность выбрать альтернативное не телесное, но более строгое, наказание решает проблему с таким протестом, но только в случае, когда порка терпима.


Так же логично. Во многих семьях так поступают, типа: "месяц без компьютера" или порка. Месяц без компьютера - страшнее


Всегда на связи, эл.почта: veronkr1998@mail.ru

Приглашаю к обсуждению вопросов воспитания и наказания. Реальные случаи из жизни и размышления на тему порки.
Спасибо: 0 
ПрофильЦитата Ответить
Ответов - 54 , стр: 1 2 3 All [только новые]
Ответ:
1 2 3 4 5 6 7 8 9
большой шрифт малый шрифт надстрочный подстрочный заголовок большой заголовок видео с youtube.com картинка из интернета картинка с компьютера ссылка файл с компьютера русская клавиатура транслитератор  цитата  кавычки моноширинный шрифт моноширинный шрифт горизонтальная линия отступ точка LI бегущая строка оффтопик свернутый текст

показывать это сообщение только модераторам
не делать ссылки активными
Имя, пароль:      зарегистрироваться    
Тему читают:
- участник сейчас на форуме
- участник вне форума
Все даты в формате GMT  1 час. Хитов сегодня: 3287
Права: смайлы да, картинки да, шрифты да, голосования нет
аватары да, автозамена ссылок вкл, премодерация вкл, правка нет



Добро пожаловать на другие ресурсы