Только для лиц достигших 18 лет.
 
On-line: гостей 13. Всего: 13 [подробнее..]
АвторСообщение
администратор




Сообщение: 164
Зарегистрирован: 21.06.07
Рейтинг: 0
ссылка на сообщение  Отправлено: 08.08.07 13:00. Заголовок: Бить! Но дома


Бить! Но дома

Телесные наказания глазами учителей и учеников

Проблема телесных наказаний в воспитательном процессе в настоящее время достаточно актуальна. Нельзя отрицать, что, отвергнутые теоретически, телесные наказания как форма принуждения по-прежнему существуют во многих современных семьях. Более того, периодически предпринимаются попытки теоретического обоснования необходимости их применения в современном образовательном процессе.

Это особенно наглядно видно на примере американской системы образования, где не только прекратилось движение к наиболее свободной системе воспитания, но и принимаются достаточно строгие меры по наведению порядка в школе. К примеру, в некоторых штатах в отдельных школах устанавливаются детекторы металла на входе, нормальным явлением стала охрана. Более половины учителей выступают за ужесточение порядков в школе, что, по их мнению, поможет справиться с возросшим уровнем преступности среди несовершеннолетних. Широкую известность приобретают работы доктора Дж. Добсона, где отстаивается идея о необходимости применения физических мер воздействия в ходе воспитательного процесса. В наше неспокойное и нестабильное время, когда ситуация в российских школах также не слишком благополучна, подобные прецеденты становятся объектами пристального внимания со стороны педагогов. Многие вспоминают, что Конгресс США до сих пор не ратифицировал Конвенцию о правах ребенка, что в ряде штатов сохраняется возможность (пусть теоретическая!) применения телесных наказаний в школах и т.п.

Для выявления истинного отношения к данному вопросу в одной из школ г. Комсомольска-на-Амуре было проведено анкетирование. В качестве респондентов выступали две группы: учащиеся старших классов и учителя. Участникам анкетирования были заданы следующие вопросы:

1. Ваше отношение к телесным наказаниям в воспитании.

2. Кто должен осуществлять телесное наказание ребенка?

3. Кто, на ваш взгляд, должен назначать телесное наказание?

4. Перечислите проступки, за которые, на ваш взгляд, может быть назначено телесное наказание.

5. Считаете ли вы, что в современной школе необходимо ужесточить требования к дисциплине учащихся?

6. Считаете ли вы возможным официальное введение телесных наказаний в современных образовательных учреждениях?

Кроме того, группе учителей предлагалось ответить еще на один вопрос: «Какой вид телесного наказания вы считаете наиболее приемлемым?».

В группе учеников были получены следующие результаты. Несмотря на то что при введении телесных наказаний все самые неприятные последствия коснутся в первую очередь самих учащихся, однозначно против их введения высказалось менее четверти опрошенных — 23,5%. Признали значимость телесных наказаний еще меньше — 10,5%, но согласилось с возможностью их применения в исключительных случаях подавляющее большинство — 65,8%. К этой цифре можно смело добавить еще 4% учащихся, которые пытались перечислить те случаи, в которых телесные наказания допустимы. То есть большинство детей готовы к применению телесных наказаний в исключительных случаях, о чем говорили в своих работах еще Я.А.Коменский, Д. Локк, Н.И.Пирогов.

В вопросе об исполнении телесного наказания 72,3% учащихся доверяют только родителям. Видимо, сказываются родственные связи, и ученику трудно представить кого-либо в роли наказывающего, кроме своего отца. При этом ребенок (даже подросток!) готов понести наказание, если сам чувствует, что его заслужил. Школе в этом вопросе мало кто доверяет (всего 2,4%), причем основной аргумент в комментариях был таким: «Кто они такие, чтобы меня бить?», то есть родственные связи считаются своеобразным «паролем доверия», открывающим доступ к физическому воздействию. Чуть больше голосов (8,9%) отдано варианту, по которому телесные наказания применяются в специальных школах (то есть за родителями сохранено право выбора школы), а исполнителями являются представители правоохранительных органов либо созданные специально для этих целей структуры. И, наконец, однозначное отрицание (никто!) набирает в этот раз меньше голосов, чем в первом вопросе, хотя фактически дублирует его (21,9%), то есть в процессе обдумывания часть учащихся изменила свое мнение. Следует отметить, что эта тенденция сохраняется и в дальнейшем: при более тщательном обдумывании ситуаций, связанных с возможностью применения телесных наказаний, часть учащихся переходит в лагерь сторонников их применения.

Далее перед учащимися стоял выбор между волей педагогов и волей родителей. Снова срабатывает традиция, и 66,6% голосов отдано родителям. Хороший ли, плохой ли, но пусть отец решает, наказывать или нет. Степень доверия учителям несколько возрастает, но ненамного (6,5%). Обращает на себя внимание довольно высокий процент доверия школьному психологу (14,6%). И, что самое удивительное, процент учащихся, однозначно ответивших «никто!», вновь снижается, уже до 16,2%! Сказывается то самое тщательное обдумывание вопроса, о котором говорилось выше. При ответе на четвертый вопрос участникам разрешалось указывать несколько вариантов. Примерно одинаковое количество голосов (59,3%, 52%, 53% соответственно) набрали такие ответы, как вызывающее поведение, агрессия по отношению к сверстнику, агрессия по отношению к старшему (учителю и др.). Некоторые ученики в качестве основной причины применения телесных наказаний указали на употребление наркотиков (12,1%). Количество же противников равно нулю, то есть лаконичный ответ «ни за что» не выбрал никто.

Пятый вопрос вызвал довольно большой разброс мнений. Число противников ужесточения дисциплины в школе достигает 39,8%. Согласных с подобным ужесточением не слишком много — всего 15,4%. 45,5% учащихся считают это возможным только в некоторых областях, разброс которых оказался очень велик (вплоть до дисциплины среди учителей!). И, наконец, 84,5% учащихся не верят в возможность введения телесных наказаний в современной школе. Как видно из вышеизложенного, большинство подростков по-прежнему остаются консерваторами в вопросе применения телесных наказаний.

Не менее интересные результаты дал опрос среди учителей. Однозначно отвергают телесные наказания только 2,7% опрошенных, поддерживают 16,2% и поддерживают в исключительных случаях 81%. Таким образом, налицо явное несоответствие между теоретической педагогикой и убеждениями педагогов-практиков, которые стоят на позициях Я.А.Коменского, Д. Локка, Н.И.Пирогова. Всю тяжесть исполнения телесных наказаний педагоги добросовестно возлагают на плечи родителей, причем перевес даже более ощутим, чем у учащихся, — 91,8% против 72,3%. Итак, педагоги предпочитают отстраниться от процесса «битья ребенка», перекладывая его на семью. Процент доверия школе и каким-либо другим учреждениям в деле телесных наказаний чуть выше, чем у учеников (10,8% и 13,5%), но тоже вряд ли может быть определяющим. Противники же телесных наказаний оказываются верными себе — их по-прежнему 2,7%. Примерно те же цифры, что и в первой группе, фигурируют и в ответах на третий вопрос. Львиная доля респондентов по-прежнему возлагает право назначать телесное наказание на семью (78,8%), хотя процент доверия педагогическому совету (18,9%) и психологам (21,6%) выше, чем у детей. Гораздо более впечатляющими оказались результаты ответов на четвертый вопрос, где речь шла о ситуациях, в которых, по мнению педагогов, может быть назначено телесное наказание. Первые три варианта ответов набирают уже 81%, 81% и 70,2% (напомним, это — вызывающее поведение, агрессия по отношению к сверстнику и агрессия по отношению к старшему) соответственно! Обращает на себя внимание третья цифра. Агрессию против учителя считают достойной телесного наказания несколько меньшее число респондентов. Срабатывает, видимо, вера в свои возможности погасить эту агрессию другими средствами. Но все равно цифры впечатляют! Другие варианты были представлены самыми разнообразными ответами, которые можно уложить в одно понятие — «грубое нарушение дисциплины». Отвечая на пятый вопрос, 94,8% учителей высказались за ужесточение требований школьной дисциплины. Против — все те же 2,7% опрошенных. Чувствуется, что в современной российской школе потерю многих воспитательных рычагов прошлого так и не смогли компенсировать. В возможность введения телесных наказаний в школе верят 54% учителей. Сказывается тенденция к ухудшению школьной дисциплины, которую придется восстанавливать довольно жесткими мерами, причем ощущается влияние воспитательных систем других стран. Не верят в возможность подобного «нововведения» 27% учителей. Это скорее следствие неверия в возможности наших руководящих структур, а не в эффективность телесных наказаний вообще. И наконец, последний вопрос, который был задан только второй группе: «Какой вид телесного наказания вы считаете наиболее приемлемым?» Подавляющее большинство ответило: «Розги или ремень». Доминировал все-таки ремень: не будем забывать, что большинство учителей являются сторонниками телесных наказаний в семье. Встречались и неожиданные варианты: «пощечина», «подзатыльник» и даже «холодный карцер», но здесь уже вряд ли можно говорить о воспитании, скорее о мере возмездия за совершенное.

Таким образом, приведенные данные свидетельствуют, что среди педагогов-практиков количество сторонников телесных наказаний достаточно велико. Теоретическая подготовка в вузе не всегда выдерживает испытание практикой, и многих педагогов лишь страх наказания удерживает от возврата к старым системам классического воспитания с их розгами, стоянием в углу и пр. Мы являемся свидетелями своеобразного «ожесточения» общества, идущего к возрождению старых, отживших методов воспитания, способных дать лишь косметический эффект.

Андрей ПАЛОУСОВ

Версия для печати
Постоянный адрес статьи: http://www.ug.ru/issue/?action=topic&toid=5317<\/u><\/a>

Спасибо: 0 
ПрофильЦитата Ответить
Ответов - 58 , стр: 1 2 3 All [только новые]





Не зарегистрирован
Зарегистрирован: 01.01.70
ссылка на сообщение  Отправлено: 28.04.14 12:02. Заголовок: юлиана пишет: bluse..


юлиана пишет:

 цитата:
blusemashine, думаете поможет?

Думаю что не поможет. это делать нужно было ,пока лежал поперек кровати,а теперь безнадежно поздно.

Спасибо: 0 
Цитата Ответить
постоянный участник




Сообщение: 315
Зарегистрирован: 16.05.15
Рейтинг: 0
ссылка на сообщение  Отправлено: 16.07.15 05:55. Заголовок: юлиана пишет: lusem..


юлиана пишет:

 цитата:
lusemashine пишет:

цитата:
но вас за вопиющую безграмотность выпорол бы и до крови

думаете поможет?


Вряд ли поможет. Но попробовать можно

Спасибо: 0 
ПрофильЦитата Ответить
постоянный участник


Сообщение: 907
Зарегистрирован: 05.04.14
Рейтинг: 3
ссылка на сообщение  Отправлено: 18.07.15 19:54. Заголовок: Jury пишет: Вряд ли..


Jury пишет:

 цитата:
Вряд ли поможет. Но попробовать можно



Jury, у меня в последнее время складывается такое впечатление, что пороть Вас некому, а надо

Спасибо: 1 
ПрофильЦитата Ответить
постоянный участник




Сообщение: 332
Зарегистрирован: 16.05.15
Рейтинг: 0
ссылка на сообщение  Отправлено: 19.07.15 01:09. Заголовок: юлиана пишет: порот..


юлиана пишет:

 цитата:
складывается такое впечатление, что пороть Вас некому, а надо


А может это ошибочное впечатление? Я же такой хароооший И за что сразу пороть?

Спасибо: 0 
ПрофильЦитата Ответить
постоянный участник


Сообщение: 913
Зарегистрирован: 05.04.14
Рейтинг: 3
ссылка на сообщение  Отправлено: 19.07.15 18:41. Заголовок: Jury пишет: И за чт..


Jury пишет:

 цитата:
И за что сразу пороть?



Jury, была бы попа, а пороть всегда есть за что

Спасибо: 0 
ПрофильЦитата Ответить
постоянный участник




Сообщение: 340
Зарегистрирован: 16.05.15
Рейтинг: 0
ссылка на сообщение  Отправлено: 19.07.15 19:02. Заголовок: юлиана пишет: была ..


юлиана пишет:

 цитата:
была бы попа, а пороть всегда есть за что


Ах вот такая Ваша женская логика Если у меня есть попа, значит пороть надо?

Спасибо: 0 
ПрофильЦитата Ответить
постоянный участник


Сообщение: 920
Зарегистрирован: 05.04.14
Рейтинг: 3
ссылка на сообщение  Отправлено: 19.07.15 19:55. Заголовок: Jury пишет: Если у..


Jury пишет:

 цитата:
Если у меня есть попа, значит пороть надо?



Да, примерно так.

Спасибо: 0 
ПрофильЦитата Ответить
постоянный участник




Сообщение: 346
Зарегистрирован: 16.05.15
Рейтинг: 0
ссылка на сообщение  Отправлено: 19.07.15 20:11. Заголовок: юлиана пишет: Да, п..


юлиана пишет:

 цитата:
Да, примерно так.


Железная логика! Против такой наша, мужская, бессильна

Спасибо: 0 
ПрофильЦитата Ответить
постоянный участник


Сообщение: 922
Зарегистрирован: 05.04.14
Рейтинг: 3
ссылка на сообщение  Отправлено: 19.07.15 20:18. Заголовок: Jury пишет: Железн..


Jury пишет:

 цитата:
Железная логика!


Jury, а Вы как думали? Так и должно быть

Спасибо: 0 
ПрофильЦитата Ответить
постоянный участник




Сообщение: 350
Зарегистрирован: 16.05.15
Рейтинг: 0
ссылка на сообщение  Отправлено: 19.07.15 20:26. Заголовок: юлиана пишет: а Вы ..


юлиана пишет:

 цитата:
а Вы как думали? Так и должно быть


А вот как раз думаю... И представляете, что мне пришло в голову?? У Вас тоже есть попа! Ну - и какие выводы из этого следуют?

Спасибо: 0 
ПрофильЦитата Ответить
постоянный участник


Сообщение: 931
Зарегистрирован: 05.04.14
Рейтинг: 3
ссылка на сообщение  Отправлено: 19.07.15 20:55. Заголовок: Jury пишет: А вот к..


Jury пишет:

 цитата:
А вот как раз думаю...



Jury, Вы не тем местом думаете

Спасибо: 0 
ПрофильЦитата Ответить
постоянный участник




Сообщение: 362
Зарегистрирован: 16.05.15
Рейтинг: 0
ссылка на сообщение  Отправлено: 19.07.15 21:09. Заголовок: юлиана пишет: Вы не..


юлиана пишет:

 цитата:
Вы не тем местом думаете


Да? А Вам от куда известно, каким я местом думал?

Спасибо: 0 
ПрофильЦитата Ответить
постоянный участник


Сообщение: 936
Зарегистрирован: 05.04.14
Рейтинг: 3
ссылка на сообщение  Отправлено: 21.07.15 18:55. Заголовок: Jury пишет: Вам от ..


Jury пишет:

 цитата:
Вам от куда известно, каким я местом думал?



Jury трудно было не догадаться

Спасибо: 0 
ПрофильЦитата Ответить
постоянный участник




Сообщение: 371
Зарегистрирован: 16.05.15
Рейтинг: 0
ссылка на сообщение  Отправлено: 21.07.15 19:16. Заголовок: юлиана пишет: трудн..


юлиана пишет:

 цитата:
трудно было не догадаться


Даа, Юлиана, иногда Вы вполне догадливая Но бывают промахи

Спасибо: 0 
ПрофильЦитата Ответить
постоянный участник


Сообщение: 46
Настроение: В порядке
Зарегистрирован: 16.08.15
Откуда: Адыгея, Майкоп
Рейтинг: 0
Фото:
ссылка на сообщение  Отправлено: 27.08.15 15:01. Заголовок: Мутный Ян пишет: а ..


Мутный Ян пишет:

 цитата:
а исполнителями являются представители правоохранительных органов



Многие правоохранители, особенно сотрудники ОРЧ, от такого варианта были бы в восторге)))))))))))))))))))

Спасибо: 0 
ПрофильЦитата Ответить



Не зарегистрирован
Зарегистрирован: 01.01.70
ссылка на сообщение  Отправлено: 03.11.20 21:33. Заголовок: Бить вообще никого н..


Бить вообще никого не позволительно. Сколько можно об этом говорить?

Спасибо: 0 
Цитата Ответить



Не зарегистрирован
Зарегистрирован: 01.01.70
ссылка на сообщение  Отправлено: 26.09.21 16:00. Заголовок: Мне не нравится само..


Мне не нравится само слово Бить. Само по себе несет заведомый негативный оттенок. Не Бьют, а Наказывают. А как именно тяжело стоять в углу, психологические страдания от наложенных запретов и ограничений (лишили прогулок) или физическая боль от раздражения нервных окончаний кожи при порке. - Не важен сам способ наказания, в основе причинение страданий и неудобств. При любом способе наказания: есть Наказание - есть Страдания, на то и наказание.

Спасибо: 0 
Цитата Ответить
постоянный участник




Сообщение: 104
Зарегистрирован: 16.02.20
Рейтинг: 2
ссылка на сообщение  Отправлено: 30.09.21 14:09. Заголовок: Денис К пишет: Мне ..


Денис К пишет:

 цитата:
Мне не нравится само слово Бить. Само по себе несет заведомый негативный оттенок. Не Бьют, а Наказывают.



Слово может нравится или нет, но суть от этого не меняется. Когда в наше время говорили, что кого-то из детей дома бьют, имелось виду не кулаком по морде и не сковородой по голове, а ремнём по заднице. Чисто синоним слова "порют". А вот жену или мужа дома бьют, то там имеются в виду уже другие девайсы и точки приложения.

Высеку - прощу. Спасибо: 0 
ПрофильЦитата Ответить
Ответов - 58 , стр: 1 2 3 All [только новые]
Ответ:
1 2 3 4 5 6 7 8 9
большой шрифт малый шрифт надстрочный подстрочный заголовок большой заголовок видео с youtube.com картинка из интернета картинка с компьютера ссылка файл с компьютера русская клавиатура транслитератор  цитата  кавычки моноширинный шрифт моноширинный шрифт горизонтальная линия отступ точка LI бегущая строка оффтопик свернутый текст

показывать это сообщение только модераторам
не делать ссылки активными
Имя, пароль:      зарегистрироваться    
Тему читают:
- участник сейчас на форуме
- участник вне форума
Все даты в формате GMT  1 час. Хитов сегодня: 1549
Права: смайлы да, картинки да, шрифты да, голосования нет
аватары да, автозамена ссылок вкл, премодерация вкл, правка нет



Добро пожаловать на другие ресурсы