Ттт пишет: цитата: |
в заботе о ближнем - главное не перестараться! |
|
Оглянись во гневе!
mikrosha написал " Социальный эксперемент. Журналист становится помощником матери по строгому воспитанию ребёнка.
«Помощник матери по строгому воспитанию ребенка» - такое объявление я дал в газету с целью помочь родителям разобраться в извечной воспитательной проблеме «Бить или не бить». К такому нетрадиционному ходу меня побудило активное участие в антипорочных дискуссиях на страницах прессы. Чем больше я негодовал по поводу «неистребимых родительских ген зла», тем яснее становилось, что борюсь я отнюдь не с ремешком, а с ментальным опытом нации. Опытом искаженным, уродливым.
Меня всегда мучил вопрос: «Для чего мы их поколение в поколение обманываем друг друга, закрываем глаза на то, что в российских семьях чаще всего под физическим наказанием понимается вымещение злобы, обиды за неумение воспитывать?»
Никакое это не наказание - последнее прибежище ускользающей родительской власти и авторитет. И не только родительской. 30%
детей сталкиваются с физическим воздействием в школах.
Я хочу искать ответ вместе с вами, не скрываясь от вас защитой слов, напротив, идя навстречу.
Хочу, чтобы мы были единомышленниками.
МУЖСКОЕ ПОЛОЖИТЕЛЬНОЕ ВЛИЯНИЕ
На мое объявление откликнулись 326 человек. Какие это разные люди, какие разные семьи! Есть в них грустное общее, о котором не молчать - кричать надо. Подавляющее большинство(84%) - матери, воспитывающие детей без отцов. Строгое воспитание для них - прежде всего «мужское положительное влияние».
В чем оно? Для мальчиков, а их, кстати, 79 процентов, это воспитание мужественного отношения к жизни», «занятие мужскими делами», для девочек пресловутая «мужская рука», дисциплинирующее начало.
Поражает социальная однородность семей - служащие и интеллигенция. Не было ни одного звонка от рабочих.
Чего же хотят родители от «помощника по строгому воспитанию»?
- Чтобы мой ребенок вырос хорошим человеком.
- Дочь была бы душевной и помогала людям в трудную минуту.
- Да не до жиру, окончить бы нам школу.
Ставя перед собою такие цели : положительные, светлые , чистые, никто даже не задумался о том, как их достичь, каковы для этого должны быть методы воспитания. Вся надежда только на магическую силу боли и стыда. Слабая, между прочем, надежда. Но 93% позвонивших мне уверены в обратном.
Да, конечно, мы все очень заняты. Видим своих детей мельком утром и перед сном у телевизора. Воспитывать -то когда?! И все же - разве воспитание только совместное времяпрепровождение? А не уклад семьи, не стиль отношений взрослых и детей, не человеческая ли ежедневная доброта и разумная требовательность любви?
Родители начинают бить тревогу, когда возраст мальчиков более чем солидный:10 - 12 лет. Девочкам везет больше. Беспокоиться о них начинают в 4х- 5-ти летнем возрасте. Сами родители далеко не юные : от 25 до 4о лет. Наверное, не случайны были четыре звонка от дедушек, обеспокоенных будущим своих внучек, которых бросили матери на произвол судьбы; два звонка от отцов, считающих своих жен неспособными к воспитанию детей.
Самые типичные ответы на вопрос: «Что волнует Вас в ребенке»:
«Не слушается, не хочет учиться, никого не признает».
ВОЛНУЕТ ВСЕДОЗВОЛЕННОСТЬ
Откуда она пришла? От наших же благих намерений, которыми оказывается вымощена не только дорога в ад, но и в гораздо более близкое место - в воспитательно - трудовую колонию. Дети, с которыми я встречался, не знают слова «нельзя», неспособны отказать в желаемом, остановить, обуздать себя.
Здесь мне хотелось бы поговорить с вами о наказании детей, не о его педагогической роли, а о бытие в нашем обществе; о том, что я увидел и понял, беседуя в десятках, даже сотнях семей, где возникали одни и те же «проклятые вопросы».
Главный из них, конечно - наказывать, тем более поркой, детей нельзя, но мой ребенок без ремня не слушается...
Вдумайтесь: всем нельзя, а мой не слушается...Мой другой, он не все, его можно. Переводиться все это просто отстаньте, живите как хотите, а я буду жить как надо. Вот это «надо» - уверенность в необходимости наказания, причем обязательно физического, часто и составляют основу родительской семейной педагогики. Почему?
ДИСЦИПЛИНА В СЕМЬЕ НЕОБХОДИМА
С этим , вряд ли, кто будет спорить. Но не дисциплина постоянного, каждодневного унижения ребенка, выявления родительской воли и жестокости, а дисциплина разумной требовательности и справедливости. Вот ее-то как раз и не хватает в семьях, обратившихся ко мне за помощью.
Послушаем, что говорят сами родители:
«Разве возможно строгое воспитание без порки, - удивляется 36 -летняя Татьяна, бухгалтер, мать - одиночка, воспитывающая 11 -летнюю Оксану, -Что я одна Только свою Оксану деру? Да меня саму ой как в детстве пороли и ничего - человеком выросла. Но чем старше дочка становится, тем больше ей нужна мужская рука, твердая, волевая, а не мои бабьи придирки. Может быть поможете?».
«Сказать честно, я никогда не била бы его, если бы могла по другому воспитывать, -говорит 31 -летняя учительница начальных классов Светлана, -вот и влетает Андрюшке по первое число. Иногда в день по несколько раз. Он, бедный, ремень отцовский прячет, а я нахожу его - и пряжкой, пряжкой по голой попке. Знаете как больно? А потом терзаю, мучаю себя; что за сволочь такая, а не : своего же ребенка избиваю, а утром все снова - здорово. Или я, может, ненормальная какая? Да и другие матери тоже без ремня не обходятся, недаром в народе говорят, что он лучший учитель».
«Уверен - моей Ане порка просто необходима. У нее мальчишеский характер. Остановить, вразумить ее может только хорошая встряска. И не оскорбится она, не обидится. Правильно поймет. Да я не могу. Может быть научите? Как возьму ремень в руки, увижу ее глаза полные слез, самому плакать хочется. Не могу понимаете?».
Этот монолог 39 -летнего актера театра и кино, посвященный Даше, его 12- летней дочери, я воспроизвел не изменяя ни одного слова. Не потому, что увидел в нем открытие истины - потрясла искренность непонимания.
Ломать себя, карежить - и для чего? Для элементарной животной дрессировки любимого ребенка. Ведь тех же и даже намного больших результатов можно добиться, увидев в той же Даше не маленького несмышленыша, а вполне взрослого, самостоятельного человека. Не навязывать ей свое понимание ее характера, а спрашивать с нее как с личности, отвечающей за свои поступки.
Уверен, она бы сама вошла навстречу такому воспитанию и никаких бы «встрясок» не понадобилось.
Под занавес- небольшая тайна. Вот магические слова, с помощью которых всегда можно добиться послушания ребенка:
«Я люблю тебя, поэтому отношусь строже».