Только для лиц достигших 18 лет.
 
On-line: Тая, гостей 18. Всего: 19 [подробнее..]
АвторСообщение
постоянный участник




Сообщение: 721
Зарегистрирован: 11.05.13
Рейтинг: 4
ссылка на сообщение  Отправлено: 30.07.20 21:59. Заголовок: Рецензия на роман &#..


Рецензия на роман "Черная тема"

Татьяна Русуберг

"Оставь надежду вся сюда входящий"...
а также человечность, мораль и веру,
разденься догола и становись на раздачу.
Добро пожаловать в мир Кубика.

Это будет очень странная рецензия. Потому что написана она на
сногсшибательное, из ряда вон выходящее и наизнанку выворачивающее
произведение.

Мое состояние после его прочтения часа в три ночи я бы описала так. Мой
Внутренний Филолог, знающий, что автору "Темы" обещана рецензия,
вцепился в моего Внутреннего Читателя, который попеременно то заламывал
руки, то пытался разбить голову о стену. "Ну не надо так эмоционально, -
бормотал Филолог. - Перед нами же художественный текст. Нам надо
рассмореть композицию, жанровую принадлежность, хронотоп..."
"Хронотоп?!" - визжал Читатель и заливался слезами. Измученный Филолог
бросал укоризненный взляд на жмущегося в углу Внутреннего Критика,
задумчиво посасывающего большой палец. "Ну что же ты? - говорил этот
взгляд. - Скажи ему!" Критик ненадолго отрывался от пальца, разражался
матерной тирадой и совал в рот уже кулак, который принимался яростно грызть.

Но давайте ближе к "Теме", прошу прощения за каламбур. Ни разу в жизни я
еще не встречала автора, который настолько бы не хотел, чтобы его
произведение прочитали. Кажется, он сделал для этого все: выложил на
конкурс абсолютно не вычитанный текст, полный ошибок, которые делает
школьник-троечник, при том что с грамотностью у человека, как я вижу по
отзывам и рецензии, все в порядке. Дал этому тексту совершенно
убийственное название: "Черная тема". Простите, что? Навесил на него
странную обложку, которая одновременно и притягивает, и отталкивает. В
жанровой характеристике указал "антиутопия" и "развитие личности" - оба
пункта очень и очень спорны, но к этому я еще вернусь.

Если честно, я открыла книгу только благодаря вполне вменяемой
аннотации. Открыла и поняла, что просто обязана дочитать до конца, даже
через "не могу". В этой рецензии я и попытаюсь объяснить почему.

С первых страниц это произведение блеснуло для меня неограненным
бриллиантом. Да, грязь и шелуха графически, синтаксически и
орфографически кое-как выстроенного текста, через который надо
продираться. Но то, что рассказывает этот текст, и рассказывает, кстати,
вполне профессионально, потрясло меня - хм, хочется сказать "до глубины
души", но это не те слова. История Кубика вывернула меня наизнанку и
полоснула по сердцу опасной бритвой, оставив там рану, которая, конечно,
затянется, но оставит шрам - такой, как на лице у главного героя, Кости.

Тут мой коллега писал, что ему книга не запомнилась. Ну так вот: я эту
книгу не забуду НИКОГДА. Она лезвием во мне вырезана. Могут стереться из
памяти имена героев, какие-то сюжетные повороты, но послевкусие от ее
прочтения, накал эмоций и внутренняя работа, во мне совершившаяся под
воздействием этой книги, - этого я не забуду.

Я могла бы написать о "Теме" с ходу страниц пятьдесят. Но этого никто тут
читать не будет, да и жанр рецензии такой "простыни" не предполагает. Поэтому
я пну под зад Филолога, оставлю Критика сосать палец и дам слово Читателю.

А Читатель воспринял этот текст так. Кубик, живший на улице лет с восьми
и воспитанный ею, для меня не зверь, не недочеловек, не монстр в детском
теле. Он - продукт того общества, которое сделало его таким, и которое
упорно отказывается замечать его существование. Он ворует, потому что
надо что-то есть. Он бьет, потому что иначе ударят самого. Он убивает,
чтобы защитить слабого, чтобы спасти друга. И убивает - возможно -
вторично, но неумышленно. Он постоянно находится начеку, потому что даже
на его худосочное, побитое, покрытое шрамами тело в этом мире найдется
покупатель, а продаваться Кубик не собирается.

Кубик - боец. Он из тех, кто выжил бы после кораблекрушения в океане,
проведя месяцы на самодельном плоту. Он из тех, кто лучше умрет, но не
даст себя сломать. Он из тех, кто в мире, где абсолютно отсутствует
справедливость, пытается насаждать ее сам, своими собственными руками и
в соответствии со своим внутренним нравственным законом. Кубик -
Человек, которому удается остаться человеком в совершенно бесчеловечном,
дегуманизированном мире, взрастившем его и пытающемся подогнуть его под себя.

Читая книгу, я все время пыталась поставить себя на место Кубика, и
понимала, что в лучшем случае в данной ситуации я повела бы себя точно
так же, как он. Подчеркиваю: в лучшем случае. Потому что скорее всего я
загнулась бы уже на первых этапах той гонки на выживание, которой
является жизнь Кости-Кубика.

Героев в книге много, на всех остановиться невозможно, но я бы хотела
сказать пару слов о воспитателях того исправительного учреждения, в
которое попадает по решению суда Костя. Сразу скажу: я много чего
читала, в том числе по тематике БДСМ, где речь идет о порке, и она
довольно подробно описывается. Не то, чтобы специально искала что-то по
теме, просто так получилось. Но в "Черной теме" я встретила такое
описание этой пытки, какого не встречала нигде. Мое личное убеждение:
это написано человеком, который либо попробовал описываемые в книге
истязания на собственной шкуре, либо оказался в роли палача, либо был
наблюдателем, причем с очень близкого расстояния. Возможно, я ошибаюсь,
я бы очень хотела ошибаться, но боюсь, что это именно так.

Да, мне в далеком детстве тоже доставалось по попе скакалкой, но это же
приятная щекотка по сравнению с тем, что выпадает на долю Кости и других
воспитанников Заведения. Натурализм и беспощадный реализм описаний выжег
у меня на сетчатке картины, которые я долго буду помнить, и которые причиняли
мне - пусть фантомную - но тоже боль. И за это я перед автором снимаю шляпу.

Итак, а кто же палачи? Взрослые, которые применяют на своих
жертвах-детях пыточный арсенал, достойный боевиков ИГИЛ, о которых я
недавно писала в своем блоге.

А это самые обычные люди. Такие, как мы с вами. Не идеальные, но и не
сказать, чтобы плохие. Возможно, даже с педагогическим образованием, но
уж точно образованные жизнью - многие из них служили раньше в горячих
точках. Вот только эти люди работают в рамках и являются опорами
системы, в которой главным действующим рычагом является насилие -
ежедневное жесткое насилие над детьми. Для этих людей насилие стало
нормой и единственной панацеей, потому что как еще выправить то, что
общество пережевало, выплюнуло, ужаснулось и бросило к их порогу с
воплем: "Сделайте с этим что-нибудь!"

И они пытаются делать. И даже верят в то, что поступают правильно. В то,
что иначе никак. Цель в глазах воспов определенно оправдывает средства.
Эта цель - починить и заставить функционировать то, что общество
сломало. Но вместо того, чтобы чинить, воспы только доламывают то, что
от детей еще осталось, убивая в них остатки человеческого. Потому что,
чтобы выжить в системе Заведения, нужно либо стать роботом, который
падает, не раздумывая, при крике "Лежать!", либо "ссучиться" и пойти в
стукачи и подхалимы, либо... опуститься на самое дно, стать чмошником,
живущим на самом нижнем ярусе иерархии - под койками. Иного не дано,
потому что система ломает всех, рано или поздно. Остается последний выход
- умереть, к которому почти подходит Сережа-Чупа-Чупс, один из опущенных.

По прибытии Кубика в Заведение, воспы ему говорят: "Перестань жить по
понятиям. Подчиняйся правилам, тогда тебя не накажут". Но воспы -
лицемеры. Система, которую они насаждают, только подпитывает зоновскую
систему ценностей и отношений, которая логично встраивается в порядок
Заведения. Ведь те же самые воспы спокойно проходят мимо чмошников,
прекрасно зная, кто они и что с ними регулярно делают. Взрослые не
пытаюся это остановить. Наоборот, они даже поощряют к опусканию Сережи,
который рассказал комиссии о воспитательных методах Заведения.

Перестать жить по понятиям тут попросту невозможно. Попрешь против, тебя
либо убьют, либо превратят во второго Чупа-Чупса. И воспы великолепно
об этом знают. (Именно на этом месте мой Внутренний Читатель вопит и
яростно бьется головой о стену, щелкая зубами).

Тут вот писали, что Кубик пытается убить воспитателя. Да будь я на месте
Кубика, я бы его не только током поджарить хотела, я бы ему зубами
попыталась вгрызться в глотку и высосать кровь. Другое дело, что ничего
бы у меня не вышло, в отличие от продуктивного на капканы героя, но это
уже другой разговор...

И наконец доктор, Псих, как тут его называют. Он в книге стоит
особняком. И он определенно единственный положительный - ну почти -
взрослый персонаж. Хотя говорится о том, что он тоже бывает жесток, в
тексте нам этого не показывают. Наоборот, мы видим только его
великодушные поступки - попытки остановить истязания, облегчить страдания
детей и даже спасти двоих из них, пусть иногда и сомнительным способом.

Почему Псих спасает из Заведения именно Чупа-Чупса и Кубика? Да потому,
что он видит - иначе эти двое погибнут. Сережа наложит на себя руки, он
уже на грани. Кубик скорее убьет кого-то или сам будет убит. Этим двоим
помощь требуется прежде всего, и доктор им помогает, как может и умеет.

Может возникнуть логичный вопрос: а почему добрый доктор терпит все
происходящее вокруг? Почему не пытается прекратить каждодневный кошмар
на яву? Почему просто не уволится, в конце концов. Да потому, что его
заявления, чтобы изменить систему, просто недостаточно. Даже если к
доктору бы прислушались и провели проверку, в Заведении бы в лучшем
случае сменили педсостав, или закрыли бы его. Но на место уволенных
воспов пришли бы новые, и шестеренки бы закрутились, как раньше. Или
детей бы раскидали по другим подобным заведениям, и там процесс бы
продолжился. Если бы Псих уволился, то кто бы пришел на его место? Вдруг
человек равнодушный? Или тот, кто испытывал бы удовольствие от страданий
детей? Поэтому доктор остается. И продолжает делать то, что в его силах.
Я вижу Психа эдаким современным Шиндлером, составляющим свой маленький
список...

Уф-ф-ф.... И вот наконец я даю слово Внутреннему Филологу, который уже
давно хотел внести свои пять копеек, а Читатель наступал на горло
филологической песне.

Мне бы хотелось сказать пару слов о жанре и форме "Черной темы".
Во-первых, по-моему, это не роман, как определил текст автор, а повесть.
Не только потому, что по объему до романа не дотягивает. А потому что,
как сказал сам автор, сюжета как такового в произведении нет, и еще
потому, что заявленного развития личности героя - обязательное для
романа условие - в тексте не происходит.

Повесть, напомню, - это прозаический жанр, занимающий по объему текста
промежуточное место между романом и рассказом, тяготеющий к
хроникальному сюжету, воспроизводящему естественное течение жизни. А
именно это мы и видим в "Теме" - отрезок жизни Кубика с момента примерно
нескольких месяцев до ареста и до его освобождения из Заведения.
Поэтому, если рассматривать текст именно как повесть, то он весьма
удачен с композиционной точки зрения.

Теперь по поводу заявленного автором "развития личности". Вот этого
развития я как раз в тексте в упор не вижу. Кубик приходит в Заведение со
сложившейся - уже в 12 лет! - системой ценностей и представлением о
мире. И ни воспы, ни побои, ни публичные унижения и прочие изыски
"воспитания" не могут его изменить. Тамошнее "воспитание" только
убеждает героя в том, что он действует правильно и единственно возможным
способом, то есть сопротивляется ломке изо всех физических и душевных
сил. И если Кубик раскаивается в том, что совершил, например, в убийстве
Сухаря, то побои не имеют к этому никакого отношения. Кубик уже сожалеет
о своем поступке, когда приходит в Заведение. На тот момент у него в
душе уже поселилась снежная буря, из которой к нему тянется мертвый Сухарь.
Потому что у Кости есть совесть и моральный закон, которые наказывают
его за убийство друга так, как никто другой никогда не сможет наказать.

И наконец - антиутопия. Для справки: это жанр художественной литературы,
описывающий государственный или мировой уклад, в котором при изначальном
стремлении к идеальному существованию для всех обитателей складываются
негативные тенденции развития. При этом, как правило, вектор антиутопии
обращен в будущее или описываемый общественный уклад - это
альтернативная реальность.

Меня смутило прежде всего то, что автор называет антиутопией остро
реалистическое произведение, действие которого происходит, вероятно, в
недавнем прошлом. К тому же я не увидела в тексте чьего-либо стремления
к идеальному существованию или построению идеального общества, только
стремления устранить одну из проблем общества путем садистского обращения
с частью его членов. Поэтому я - мой Внутренний Филолог - определил бы
"Черную тему" жанрово как реалистическую и социальную прозу в форме повести.

Конечно, автор всегда прав, и я увидела только то, что в тексте увидела.
И в заключение хочу сказать: дорогой автор, это опубликуют - быть может
- только, когда из нас всех лопух будет расти. Но если вы все же захотите
огранить ваш бриллиант, то я предлагаю себя в качестве бета-ридера.
Обещаю, что исправления в текст внесу минимальные и только необходимые с
точки зрения языковой грамотности.

Спасибо: 0 
ПрофильЦитата Ответить
Новых ответов нет


Ответ:
1 2 3 4 5 6 7 8 9
большой шрифт малый шрифт надстрочный подстрочный заголовок большой заголовок видео с youtube.com картинка из интернета картинка с компьютера ссылка файл с компьютера русская клавиатура транслитератор  цитата  кавычки моноширинный шрифт моноширинный шрифт горизонтальная линия отступ точка LI бегущая строка оффтопик свернутый текст

показывать это сообщение только модераторам
не делать ссылки активными
Имя, пароль:      зарегистрироваться    
Тему читают:
- участник сейчас на форуме
- участник вне форума
Все даты в формате GMT  1 час. Хитов сегодня: 2823
Права: смайлы да, картинки да, шрифты да, голосования нет
аватары да, автозамена ссылок вкл, премодерация вкл, правка нет



Добро пожаловать на другие ресурсы