Только для лиц достигших 18 лет.
 
On-line: гостей 10. Всего: 10 [подробнее..]
АвторСообщение
администратор




Сообщение: 2184
Зарегистрирован: 26.03.18
Откуда: Deutschland
Рейтинг: 7
ссылка на сообщение  Отправлено: 15.05.23 22:36. Заголовок: К.Е. Размахов БОЛЕЗНЕННЫЕ ТЕЛЕСНЫЕ НАКАЗАНИЯ


К.Е. РАЗМАХОВ
БОЛЕЗНЕННЫЕ ТЕЛЕСНЫЕ НАКАЗАНИЯВ РОССИЙСКОМ УГОЛОВНОМ ПРАВЕ



История уголовного права дает нам печальную картину человеческой изобретательности, всецело направленной к изысканию средств и способов причинения наибольшего страдания людям, навлекшим на себя кару закона. Одним из древнейших видов уголовного наказания (наряду со смертной казнью) были телесные наказания – причиняемые виновному физические страдания или увечья.
Для историко-правовой науки процесс становления и эволюции телесных наказаний, проблема их видов и предназначения представляют большой интерес. В историко-правовой и исторической литературе широко распространена точка зрения, согласно кото рой древнерусское право не знало телесных наказаний. Действительно, впервые в законодательных актах телесные наказания упоминаются в Судебнике 1497 г., но фактически телесные наказания применялись и ранее.
Заметим, что Правда Ярославичей (ст. 65) все же содержит указание на телесные наказания, предусматривая возможность выбора потерпевшим (в случае нанесения ему побоев холопом) средств наказания виновного холопа: избиение обидчика или денежное возмещение, взыскиваемое с его господина .
Также Русская Правда отмечает, что господин имеет право вотчинной юстиции в отношении закупа. Например, феодал вправе бить нерадивого закупа (ст. 62): «Аже господин бьет закупа про дело, то без вины есть». При этом закупа нельзя бить «не за дело», он может обратиться в суд, который должен взыскать с господина продажу как за избиение свободного «яко же в свободнемь платежь»
Нам представляется допустимым предположить, что телесное наказание в действительности имеет очень древнее происхождение и связано с нормами обычного права, закрепляющими отеческую власть над домочадцами, прежде всего женами и детьми.
Применение болезненных телесных наказаний в отношении прелюбодейных жен встречается в сведениях Тацита о древних германцах: «У столь многолюдного народа прелюбодеяния крайне редки, наказывать их (прелюбодеек) дозволяется незамедлительно и самим мужьям: обрезав изменнице волосы и раздев донага, муж в присутствии родственников выбрасывает ее из своего дома и, настегивая бичом гонит по всей деревне» [9, с. 345]. Святой Бонифаций (672/673–754 гг. н.э.) свидетельствует о саксах: «Иногда собираются большие толпы женщин и выводят наказанную плетьми (блудницу, прелюбодейку) в поле, стегают ее прутьями, и срывают с нее препоясание. Они наносят ей раны ножами и гонят истерзанную и истекающую кровью из множества мелких ран, от деревни до деревни. Влекомые ревнивым целомудрием, присоединяются к мучительницам все новые и новые бичевальщицы, пока, наконец, виновная не свалится с ног мертвой, в назидание другим» .

В Домострое – памятнике культуры XVI в. – особо указывается на обязанность благочестивого родителя наказывать телесно свое чадо: «И не жалей, младенца поря: если прутом посечешь его, не умрет, но здоровее будет, ибо ты, казня его тело, душу его избавляешь от смерти… любя же сына своего умножай ему раны – и потом не нахвалишься им… не дай же ему воли в юности, но пройдись по ребрам его, пока он растет» [1, с. 159].
Вторят Домострою и народные поговорки: «Розга хоть нема, да придает ума», «Справит горбатого могила, а упрямого дубина», «Площадная речь, что виноватого надо сечь».
Для средневековья, когда, по выражению Й. Хейзинги, идея сословного разделения насквозь пронизывает все идеологические и политические рассуждения, а каждая из общественных групп являет собой божественное установление [14, с. 62], естественно экстраполировать идею божественной власти как власти отеческой над чадами на отношения государства в лице укрепляющейся велико княжеской власти и центральных органов управления с феодально-структурированным обществом. Государь, следуя логике этой идеи, обязан как благочестивый родитель детей своих карать (в том числе и наказывая телесно) всякого «лихого человека», уничтожая грех ради спасения душ своих чад-подданных. Не случайно болезненные телесные наказания по являются в русском праве с началом процесса образования Московского централизованного государства (когда значительно возрастает роль великокняжеской власти), находя законодательное закрепление в Судебнике 1497 г. Статья 10 Судебника 1497 г. устанавливает торговую казнь за простую неквалифицированную татьбу. А ст. 62 назначает телесное наказание за нарушение границ земельного владения – по меркам средневекового права одно из тяжких имущественных преступлений. В Судебнике 1550 г., в Уставной книге Разбойно го приказа, и в особенности в Соборном уложении 1649 г., область применения телесных наказаний значительно расширяется. Главным средством наказания становится кнут, и так как само наказание чаще все го приводилось в исполнение публично, на торгу, оно получает название торговой казни. Назначалось это наказание или самостоятельно, или в соединении с другими, например, высылкой виновного в окраинные города или с тюремным заключением. Битье кнутом разделялось на простое (с пощадою) или нещадное (без пощады, без всякого милосердия) . Кнут состоял из трех частей: деревянного кнутовища в пол-аршина, прикрепленного к нему упругого плетеного кожаного стержня с кольцом или кожаной петлей, к которому прикреплен хвост, сыромятный ремень в аршин, засушенный в виде желобка и твердый, как кость (этим хвостом и наносились удары). Битье кнутом происходило публично на площади, где собиралось больше народу, у присутственных мест, на торгах. В Москве обыкновенным местом для экзекуции была Красная площадь. По указу 1685 г. казни предписывалось исполнять перед Спасскими воротами. В Петербурге местом наказания была Троицкая площадь. Белозерская и Соль-Галицкая губные грамоты предписывали разбойников «бить кнутьем в тех селах и деревнях, где они воровали, по всем торгам». Статья 231 гл. X Соборного уложения 1649 г. предписывает совершать наказание виновных в уничтожении межей на месте преступления . Кроме кнута, как в Уложении, так и в других актах того времени встречаются и иные средства телесного наказания, в особенности прутья толщиною в мизинец, а позднее, в конце XVII в., плеть, но сам образ и порядок исполнения этого наказания не определен законом; по большей части в законе не указывается число ударов, различается только наказание простое и нещадное . Исполнение наказания кнутом определялось тремя способами.

1) Простое битье кнутом. Преступника раздевали до пояса и клали на спину помощника палача, бравшего его за руки. Ноги связывались веревкой, конец которой держал другой помощник, чтобы наказываемый не мог двигаться. В трех шагах стоял палач и бил изо всей силы длинным и толстым кнутом. Палачи для удара отступали на несколько шагов и, припрыгнув, ударяли с разбега вдоль спины, между плеч. Широко известна история наказания статс-дамы императриц Анны Иоанновны и Елизаветы Петровны Натальи Федоровны Лопухиной, невероятно красивой особы, по свидетельству современников, арестованной в 1743 г. по доносу о государственной измене. Во время допросов Лопухина оговорила и свою подругу Бестужеву. Приговор был суров: вырвать языки и коле совать, но по царской милости его смягчили на следующее: бить кнутом, вырвать языки, сослать в Сибирь, все имущество конфисковать.
Лопухину секли так: раздели догола при всем
честном народе, помощник взял жертву и закинул себе
за спину. Палач ударил всего три раза: два удара положил параллельно друг другу, а один горизонтально.
Кожа со спины Лопухиной отошла и, как юбка, закры ла ей ягодицы.
Затем наказали Бестужеву. Когда палач раздевал ее, она сняла с себя драгоценный крест и подарила ему.
За это ее били не так сильно и вырвали только маленький кусочек языка, так что она не потеряла способно сти изъясняться.
Лопухина же на всю жизнь осталась полунемой. Через 20 лет, при Петре III, она вернулась в Петербург и, изуродованная, явилась при дворе, возбуждая всеоб щее любопытство
2) В проводку. Двое вели осужденного под руки по улицам, а палач шел сзади и бил. Часто этот способ применялся наряду с первым ввиду его большей на глядности.
3) На козле. Этот способ заменил первые два в правление Александра I. Битье на козле, кобыле или машине сохранялось до самой отмены кнута. Описание такого станка для наказания встречается в официальном документе 1831 г., где он деликатно называется «кобылкой». «Кобылка для наказания, – говорится в документе, – состоит из щита с выемками вверху для головы и рук, внизу для привязывания ног.
Кобылка вращается на двух пятниках. Под нею делаются две железные подставки: короткая поддерживает ее во время наказания под углом 23°, а длинная поддерживает кобылку под углом 45° при наложении клейма» [11, с. 234–237]. В эпоху уложения 1845 г. оформилась грозная об рядность наказания кнутом, призванная усилить устрашительное впечатление от экзекуции. Преступника по объявлении приговора помещали на несколько дней отдельно и заковывали, к нему приходил священник для собеседования, исповеди и причащения. Ночью, перед исполнением приговора, в тюрьму привозили так называемую позорную колесницу. Утром преступник облачался в чистое белье, длинный черный кафтан и шапку, на грудь ему вешали черную доску, на кото рой белыми буквами обозначалось название совершенного им преступления. Затем его сажали на колесницу спиной к лошади и привязывали ремнем к скамейке. Колесницу окружала стража, и в таком виде процессия отправлялась к эшафоту. В руки осужденным давалась горящая восковая свеча. Барабанный бой возвещал об исполнении наказания. Преступнику, поставленному на лестницу эшафота, читали приговор. Затем с него снимали верхнюю одежду и разрывали рубаху, обнажая до пояса, ремнем прикрепляли к кобыле конечности. Первые удары кнутом делались крест на крест, последующие – вдоль и поперек спины. Когда преступник терял сознание, ему развязывали руки и давали нюхать спирт. Если он оказывался жив, то казнь продолжалась. После кнута наказанного сажали на барабан, на спину, которая походила на высоко вздутое рубленое мясо, накидывали тулуп [11, с. 237–240]. Силу испытываемых при этом наказании физических страданий можно представить уже только из того, что каждый удар пробивал кожу, которая отставала вместе с мясом, оттого смертельный исход наказания кнутом был явлением обычным. Число же ударов могло быть весьма велико, так, по свидетельству князя Щербатова, в XVIII в. кнут назначался без счету, иногда до 300 ударов и более [13, с. 108]. По словам адмирала Мордвинова, «кнут есть мучительное орудие, которое раздирает человеческое тело, отрывает мясо от костей, мечет но воздуху кровавые брызги, и потоками крови обливает тело человека… для 20 ударов кнутом потребен целый час, и когда известно, что при многочислии ударов, мучение несчастного преступника, иногда невинного, продолжается от восходящего до заходящего солнца» [3, с. 23]. При Петре I применение кнута расширяется чрезвычайно, причем торговая казнь назначается или самостоятельно, или как составная часть политической смерти (в последнем случае вместе с клеймением, а позднее по Указам 14 января 1704 г. и 5 февраля 1705 г. в двух видах: для более тяжких преступников – вырезание ноздрей, а для менее важных – клеймение буквою «В» в лоб с натиранием многократно порохом)

Торговая казнь признана по Уставам воинскому и морскому и по Генеральному регламенту лишающей всякой чести и даже делающей недостойным служить в войске солдатом. С другой стороны, в эпоху Петра I прибавились новые виды телесных наказаний – шпицрутены и кошки – по Морскому уставу. Юридическая мысль в XVIII в. еще не созрела до идеи об отмене всяких телесных наказаний. Это было время борьбы против смертной казни, в особенности квалифицированной, борьбы против пытки и изувечивающих наказаний. И даже в XIX в. раздавались голоса в поддержку телесных наказаний.

Дореволюционный исследователь А.Г. Тимофеев [10, с. 211], утверждая необходимость существования телесных наказаний, полагал, что оно является прекрасным средством возмездия, которое дает возможность соразмерить его с самыми разнообразными оттенками виновности. В связи с тем, что это наказание допускает благодаря различию употребляемых средств (от кнута до розог включительно) много видоизменений, оно одно способно восполнить всю лестницу наказаний, примыкая, с одной стороны, к смертной казни, а с другой – к выговорам и внушениям [10, с. 212]. Хотя, конечно же, большинство юристов XIX в. заняло позиции безусловного отрицания этого вида наказания, усматривая в нем не только непригодность, но и прямой вред для уголовного правосудия. Уже в правление Екатерины II происходит законодательный запрет пыток и ограничение телесных наказаний. Именно с этого времени в государственной уголовной политике наблюдается отчетливая тенденция ограничения и постепенной отмены телесных наказаний. Александр I в 1801 г. называл кнут мерой, «стыд и зазор человечеству наносящей». В 1817 г. он «из явил желание свое, чтобы кнут, вырывание ноздрей и клеймение лица у преступников, не были впредь употребляемы, яко предосудительныя наказания, несогласныя с настоящею нравственностию подданных Его Величеству». Тогда же было отменено вырывание ноздрей. А уничтожение «бития кнутом и клеймения поносными знаками лица, предоставлено было тому времени, когда в Государственном Совете будет разсматриваем вновь сочиненный по уголовным делам устав».

О необходимости уничтожить кнут навсегда как «орудие наказания, не соответственное настоящей степени просвещения высших в отечестве нашем сословий, и общему благонравию и мягкосердию Российскаго народа» говорил адмирал Мордвинов. Он предлагал «заменить кровавое кнута зрелище постановлением у столба преступников, с различием обложенных на них цепей, одежды и других, приличных соделанному преступлению, изображений и видов», и заявлял, что «доколе кнут существовать будет в России, втуне мы заниматься будем уголовным уставом. С кнутом в употреблении напрасны будут уголовные законы, судейские приговоры и точность в определении наказания. Действие законов, исполнение приговора и мера наказания останутся всегда в руках и воле палача, который стами ударами соделает наказание легким, десятью – жестоким и увечным, если не смертельным».

Результатом этой гуманизации в конечном итоге и явилось исчезновение телесных наказания из уголовных кодексов того времени. Практически полностью телесные наказания были отменены 17 апреля 1863 г. (были оставлены розги, плеть и хлыст для некоторых специальных категорий правонарушителей).



https://cyberleninka.ru/article/n/boleznennye-telesnye-nakazaniya-v-rossiyskom-ugolovnom-prave/viewer




То, что должно быть сказано, должно быть сказано ясно. Спасибо: 0 
ПрофильЦитата Ответить
Новых ответов нет


Ответ:
1 2 3 4 5 6 7 8 9
большой шрифт малый шрифт надстрочный подстрочный заголовок большой заголовок видео с youtube.com картинка из интернета картинка с компьютера ссылка файл с компьютера русская клавиатура транслитератор  цитата  кавычки моноширинный шрифт моноширинный шрифт горизонтальная линия отступ точка LI бегущая строка оффтопик свернутый текст

показывать это сообщение только модераторам
не делать ссылки активными
Имя, пароль:      зарегистрироваться    
Тему читают:
- участник сейчас на форуме
- участник вне форума
Все даты в формате GMT  1 час. Хитов сегодня: 1357
Права: смайлы да, картинки да, шрифты да, голосования нет
аватары да, автозамена ссылок вкл, премодерация вкл, правка нет



Добро пожаловать на другие ресурсы