Только для лиц достигших 18 лет.
 
On-line: двоечник, гостей 11. Всего: 12 [подробнее..]
АвторСообщение
администратор




Сообщение: 1502
Зарегистрирован: 26.03.18
Откуда: Deutschland
Рейтинг: 4
ссылка на сообщение  Отправлено: 30.10.21 14:15. Заголовок: Даша Весёлкина. Телесные наказания как травма поколений


Телесные наказания как травма поколений
Как воспитательное насилие в России влияло на наших предков и что происходит с ним сейчас

Даша Весёлкина автор

Насилие как метод воспитания и наказания описывается в первых сводах законов и правил на Руси — Домострое и Судебниках. С того времени и до начала XX века битье розгами, побои и другие издевательства над телом применяли не только в семьях по отношению к детям, но и в качестве наказаний для взрослых людей. Сейчас все меньше семей считает воспитательное насилие приемлемым, но некоторым родителям сложно отказаться от культурных и социальных установок, в которых росли они сами. Специально для Familio.media Дарья Веселкина поговорила с психологом Татьяной Орловой о том, как влияет насилие на формирование личности и почему важно отказаться от таких практик. Татьяна Орлова работала руководителем отдела психологической помощи в центре «Насилию.нет», а сейчас создает свой проект Neterpi, посвященный помощи жертвам домашнего насилия.
Узаконенные пытки и казни
Насилие в России веками оставалось методом государственного контроля. Телесные наказания широко использовались и были узаконены на Руси и во времена Российской империи. Впервые пытки и смертная казнь как меры наказания официально были зафиксированы при Иване III в Судебнике (своде законов) 1497 года, а при Иване Грозном эти методы стали одними из самых популярных. При Петре I насилие продолжилось: он усовершенствовал методы казни, начал использовать провинившихся для тяжелого труда, отправлял отбывать заключение в крепости.
Перемены начались в XVIII веке: в 1785 году Екатерина II Жалованной грамотой отменила телесные наказания для дворян. При следующих правителях их стали отменять для других сословий, но для крестьян все оставалось по-прежнему — даже после отмены крепостного права. Только в 1904 году в стране отменили последние виды насильственных наказаний, которые касались взрослых и детей-крестьян, занимавшихся ремеслом. Пороть до 1917 года продолжали только в тюрьмах.
Розги и битье в школах и семьях
К учащимся в школах при церквях и монастырях тоже применялись телесные наказания. В XVIII веке, когда создавалась система народных школ, удары розгами и веревкой, стояние коленями на крупе были прописаны в правилах учебных заведений. После издания Жалованной грамоты дворянству в течение нескольких десятилетий (с 1785 по 1820 год) на телесные наказания в школах был введен запрет. За это время в России было воспитано первое «непоротое поколение» — и именно те, кто рос в период отмены телесных наказаний в школах, приняли участие в восстании декабристов в 1825 году. Вот как писал об этом историк Натан Эйдельман в книге «Твой восемнадцатый век»: «Тут настало время сказать, что прямо из старинных, жестоких времен не могли бы явиться люди с тем личным достоинством и честью, что мы привыкли видеть у Пушкина, у декабристов… Для того чтобы появились такие люди, понадобится, по меньшей мере, два “непоротых поколения”». Выросли ли они в России — вопрос спорный: телесные наказания очень долго были абсолютной нормой не только в школах, но и в семьях.
Насилие как метод воспитания детей использовалось в разных сословиях. Еще в Домострое (сборник правил и советов во всех сферах жизни. Издание относят к XVI веку, а авторство приписывают протопопу Сильвестру. — Прим. ред.) были прописаны рекомендации наказаний для детей: «Любить и хранить их, но и страхом спасать, наказывая и поучая, а не то, разобравшись, и поколотить. Наказывай детей в юности — упокоят тебя в старости твоей».
Для большинства семей, особенно крестьянских, такой метод воспитания был необходимостью. «Крестьяне занимались земледелием и животноводством, чтобы прокормить семью. Женщины трудились в полях вместе с мужчинами, а дети должны были помогать вести хозяйство — только так семья могла себя обеспечивать, — говорит психолог Татьяна Орлова. — Тяжелый быт, хозяйство, десять детей в семье, постоянно беременная, истощенная женщина. В такой ситуации каждый ребенок в семье должен был начать работать с пяти лет. Но мало кто в таком возрасте захочет пропалывать огород или следить за младшими, если его просто попросить об этом. Самым действенным и быстрым методом были физические наказания».
Советское воспитание: контроль и жесткие меры
Во времена СССР детей продолжали воспитывать строго: нормой было невнимание к личности ребенка и телесные наказания. По мнению Татьяны Орловой, государственная диктатура сильно влияла на жизнь внутри семей, в людях появился страх перед властью: «Приходилось следить за тем, что ты говоришь и делаешь, чтобы вписываться в государственную идеологию. Конечно, это оказывало влияние на отношения в семье. Большинство родителей в советское время руководствовалось в воспитании детей не их потребностями, а стандартами и канонами социальных институтов. В условиях, когда на людях нельзя было сказать ничего лишнего, повести себя неуважительно к власти, постоянный контроль и жесткие меры в отношении детей были нормой. Не было уважения к потребностям детей, в таких условиях трудно наладить диалог между родителями и детьми».
Привычные для многих советских детей «шлепки по попе», психологическое и другие формы насилия и сейчас считаются приемлемыми во многих семьях, но в последние десятилетия ситуация меняется.
Как насилие передается от одного поколения другому
Многим людям сложно определить, что такое воспитательное насилие над детьми — потому что каждый полагается на свой опыт. «Например, если человека в детстве били ремнем, то многие более “легкие” формы физического насилия для него не будут иметь значения. У всех разные представления о том, что такое личные границы, насколько можно в них вторгаться», — объясняет Татьяна Орлова.
В психологии, однако, есть характеристики, которые дают возможность отличить насилие от других методов воспитания: «Базовое отличие насилия от ненасилия — перестройка личных целей ребенка, — говорит Татьяна Орлова. — Ребенок в результате насилия начинает заботиться не о своих целях, а об эмоциональных потребностях родителя».
Еще один вид воспитательного насилия — психологическое. «Для одного проекта я подробно описывала, что это такое, — рассказывает Татьяна Орлова. — Например, родители спрашивают у ребенка, почему он получил четыре, а не пять в школе, или говорят такие фразы: “Пока не доешь, из-за стола не выйдешь», или: «Что это ты на себя напялила?” Люди спрашивают: “Неужели это насилие? А как вообще без этого?”» Распознать психологическое насилие многим трудно: привычные с детства фразы не воспринимаются как большая травма, но при регулярном повторении формируют у ребенка защитные механизмы: перфекционизм, комплекс самозванца, низкую самооценку или высокомерие. В короткой перспективе это помогает ребенку приспособиться и пережить насилие, но они могут остаться на всю жизнь и сильно мешать в будущем.
Сталкиваясь с насилием, человек учится обращаться с ним, используя жертвенные или абьюзивные механизмы. «Вырастая, такой человек сам становится либо жертвой, либо абьюзером, — объясняет Татьяна Орлова. — Велика вероятность, что эти формы поведения, усвоенные в детстве, человек будет транслировать, воспитывая своих детей». Однако специалисты убеждены, что избавиться от установок, усвоенных в детстве в результате воспитательного насилия, можно.
Как отказаться от воспитательного насилия
В последние десятилетия условия жизни и потребности людей сильно меняются, но все еще рано говорить о том, что современное поколение детей избавлено от воспитательного насилия. Современным родителям сложно осознать, как воспитывать детей, не прибегая к привычным жестким методам. «Многие люди сами воспитывались в насилии, и когда у них рождаются дети, молодые родители порой не понимают, как их воспитывать. Собственного опыта нет, а рядом есть бабушки и дедушки, которые выступают за “старые” методы, — говорит Татьяна Орлова. — Родитель может чувствовать и понимать, что воспитательное насилие наносит вред, но он не в силах самостоятельно изменить свое поведение с ребенком и чувствует себя виноватым».
Среди главных современных ценностей в воспитании детей — диалог, уважение к личности ребенка, умение договариваться, слышать потребности ребенка и выстраивать доверительные близкие отношения. Этого сложно достичь, используя усвоенные в детстве модели поведения. Специалисты предлагают несколько способов избавиться от паттернов поведения, которые человек неосознанно воспроизводит в воспитании детей. Первый — это психотерапия. Второй — научно-популярная литература. Например, множество исследований объясняют, как изменяется мозг у людей, переживших физическое и психологическое насилие в детстве, — уменьшается объем серого вещества в мозге, что сказывается на физических и умственных способностях человека (журнал American Journal of Psychiatry). Еще один способ измениться — отношения с чутким и поддерживающим партнером, готовым к диалогу. Через этот новый опыт человек, который жил в детстве в насильственных отношениях, может избавиться от своих защитных механизмов.
«Рост экономики и улучшение общественного климата позволит семьям воспитывать детей с большим вниманием к их личности, — говорит Татьяна Орлова. — В обществе будущего люди смогут свободно выражать себя, не будут бояться вступать в диалог, будут уверенно отстаивать свою точку зрения — но ненасильственным способом. Люди чаще будут отказываться от брака, где нет доверия и контакта, — а значит, дети перестанут воспитываться в семьях с нездоровыми отношениями между родителями. Это даст возможность избежать насилия над детьми, следовательно, во взрослом возрасте они не будут воспроизводить его, передавая следующему поколению».


https://familio.media/history-and-we/telesnye-nakazaniya-kak-travma-pokolenij/






То, что должно быть сказано, должно быть сказано ясно. Спасибо: 0 
ПрофильЦитата Ответить
Новых ответов нет


Ответ:
1 2 3 4 5 6 7 8 9
большой шрифт малый шрифт надстрочный подстрочный заголовок большой заголовок видео с youtube.com картинка из интернета картинка с компьютера ссылка файл с компьютера русская клавиатура транслитератор  цитата  кавычки моноширинный шрифт моноширинный шрифт горизонтальная линия отступ точка LI бегущая строка оффтопик свернутый текст

показывать это сообщение только модераторам
не делать ссылки активными
Имя, пароль:      зарегистрироваться    
Тему читают:
- участник сейчас на форуме
- участник вне форума
Все даты в формате GMT  1 час. Хитов сегодня: 3709
Права: смайлы да, картинки да, шрифты да, голосования нет
аватары да, автозамена ссылок вкл, премодерация вкл, правка нет



Добро пожаловать на другие ресурсы