«Наказание ребенка — великое благо». Как церковь и власть объясняют побои в семье
Тысячи российских родителей бьют своих детей кулаками, ремнем, кочергой, поленом, кипятильником, скалкой, стулом и всем, что под руку попадется. Каждый третий житель России уверен, что у него есть право физически наказывать своих детей. «Сноб» узнал, как чиновники, политики и представители церкви оправдывают домашнее насилие
50 миллионов поротых россиян
В 2016 году от рук родителей и близких родственников пострадали около 2 тысяч детей. Таковы данные Следственного комитета РФ.
У МВД другие цифры: 9704 уголовных дела за избиение жен, еще 4947 — за избиение детей. По оценке полиции, в семейных конфликтах пострадали 10 тысяч женщин и более 6,5 тысячи детей. Впрочем, большая часть дел не доходит не только до суда, но и до полиции: по приблизительным оценкам, насилие в той или иной форме есть в каждой четвертой российской семье.
Жертвами домашнего насилия становятся женщины (более 50 процентов), дети (31,5 процента), пожилые люди (15 процентов) и мужчины (2 процента).
Каждый третий житель России (37 процентов) в детстве сталкивался с телесными наказаниями «в виде шлепков, щелчков, подзатыльников», — показал опрос, который в мае 2017 года провели социологи ВЦИОМ. Каждый четвертый признался, что сам применяет телесные наказания. Также выяснилось, что:
50 процентов россиян стояли в углу, столько же не стояли; 30 процентов ставят в угол своих детей, 70 — не ставят; 34 процента россиян пороли ремнем, 66 процентов — не пороли; 12 процентов россиян порют своих детей, 88 — не делают этого. Как в России разрешили бить жен и детей В мая 2016 года депутаты Госдумы предложили тех, кто впервые нанес побои и не причинил вреда здоровью, привлекать к административной, а не к уголовной ответственности. Однако наказание за побои в отношении родственников оставили уголовным. В июле закон подписал президент. Громче других возмущалась член Совета Федерации, бывший депутат Госдумы Елена Мизулина. Она заявила, что принятые «антисемейные» поправки противоречат Конституции и «лишь легализуют ювенальную юстицию».
Елена Мизулина, сенатор:
За шлепок в семье можно получить до двух лет и клеймо «уголовника» на всю жизнь, за побои на улице — штраф до 40 тысяч рублей. Такая ситуация недопустима!
Поскольку уголовное дело теперь можно возбуждать по любому поводу — ссадина, синяк у ребенка, станут хорошим основанием прийти в семью с проверкой и даже возбудить уголовное дело в отношении родителей. Все это выльется в непредсказуемую правоприменительную практику, связанную с необоснованным изъятием детей из семьи. Это нанесет непоправимый вред семейным отношениям!
В июле комиссия по вопросам семьи, защиты материнства и детства Московского патриархата высказалась против принятого законопроекта, отметив, что «в народе его уже называют "Законом о запрете воспитания"».
«И Священное Писание, и Священное Предание Православной Церкви рассматривает возможность разумного и любовного использования физических наказаний в качестве неотъемлемой части установленных Самим Богом прав родителей… Если новая редакция статьи 116 Уголовного кодекса вступит в силу, это может привести к уголовному преследованию добросовестных родителей за любое, даже умеренное и разумное использование физических наказаний в воспитании детей. Данная норма не имеет нравственных оправданий и юридических оснований, по своему содержанию направлена против семьи и не учитывает традиционные семейные и нравственные ценности российского общества, а ее практическое применение принесет обществу и его нравственной жизни значительно больше вреда, чем пользы».
И если чиновники из РПЦ высказались хоть и консервативно, но достаточно сдержанно, отдельные представители православной общественности не стеснялись в выражениях.
Герман Стерлигов, предприниматель:
Я — православный христианин, я наказывал и буду наказывать своих детей. Я — уголовник. Что по первой редакции закона, что по второй. Священное Писание говорит мне: «Участи наказание сыну своему». Депутаты Государственной думы говорят: мы запрещаем тебе наказывать детей. Кого мне как христианину слушать? Бога или депутатов?
Детей муж наказывать обязан, а жену может наказывать в зависимости от ситуации. Нет в Священном Писании обязанности мужа наказывать жену, а наказывать детей — есть.
Домашнее насилие — термин, который придумали, чтобы запудрить головы людям. Поставили в ряд наказание детей и убийство ребенка. Но наказание ребенка — великое благо, а убийство ребенка — великое зло. Насилие бывает благом, но одно дело — избивать детей, а другое — наказывать. А по поганым юридическим формулировкам избивать и наказывать — одинаковое зло.
В ноябре 2016 года группа депутатов Госдумы и сенаторов предложила декриминализовать побои в отношении членов семьи и других близких лиц. Председатель Госдумы Вячеслав Володин заявил: это для того, чтобы сохранить крепкую семью.
Вячеслав Володин, спикер Госдумы:
Нам важно, чтобы не было вмешательства в семью, нам важно, чтобы эти вопросы воспринимались обществом так, что государство создает условия для создания крепких семей. Но вместе с этим должны быть меры защиты от семейного насилия, и здесь необходим диалог. Этот диалог проведен.
Дмитрий Песков, пресс-секретарь президента РФ:
Однако гипертрофирование, призывы к ответственности за различные проявления семейных отношений вряд ли было бы целесообразно. Ответственность, безусловно, нужна, нужно юридическое регулирование, которое было бы препятствием для семейного насилия. Но отождествлять с семейным насилием незначительные проявления, наверное, тоже вряд ли возможно.
27 января 2017 года Госдума приняла законопроект о декриминализации побоев — за выступили 380 депутатов из 383.
Одним из тех, кто голосовал против, стал депутат от КПРФ Сергей Шаргунов. Он считает, что «злодеев и негодяев» нужно наказывать, а их жертвам — обращаться в полицию.
Сергей Шаргунов, депутат Госдумы:
Я оказался в подавляющем и оглушительном меньшинстве. Но считаю, что поступил по совести. Не хочу никого осуждать, у большинства поддержавших эти изменения есть свои аргументы и доводы. Но мне кажется крайне опасным в нашей стране, где столько зла и насилия в семьях, подавать сигнал злодеям и насильникам: «Ребята, на первый раз все нормально». Второго раза может просто не случиться.
Сейчас за побои в отношении членов семьи и близких людей грозит арест до 15 суток, штраф до 30 тысяч рублей или обязательные работы до 120 часов.
За первые пять месяцев 2017 года в России от рук родителей и близких родственников пострадали более 500 детей.
18.09.2017 Максвет«Бить - это жестоко, унизительно, больно, недопустимо! Это уродует психику и битого и бьющего, а ребенка втройне. Результат у этого всегда отрицательный, к тому же со стороны взрослого это педагогическое бессилие. Бить - очень прочный стереотип, но очень дикий и жестокий. Искоренять надо. А одобряющая побои церковь лучше бы на себя посмотрела. Часто ощущение, что собственно наша РПЦ - в лице своего верховного начальства - просто еще одно министерство, очень жадное, лживое и циничное, всечасно ищущее, чего бы урвать - от храмов до прав распоряжаться всем, чем вздумается - воспитанием, фильмами... Одной рукой бубним "Бог есть любовь и милосердие", другой одобряем побои детей? А тот, кто считает, что бить детей надо, пусть представит себе, что бы он почувствовал, если бы его за провинность выпороли, как раньше. Например, ввести порку за нарушение ПДД. Захотелось бы исправляться?»
18.09.2017 alenaogn1 «Наказывать детей надо. Если детей не наказывать, то это уродует их психику. Не бить, а именно наказывать. И ремень бывает очень хорош в этом деле.»
18.09.2017 Максвет «Наказывать - не надо, а бывает необходимо. И именно наказывать, а не причинять боль и не унижать. Ремень - это уже бить. И психику не меньше уродует жестокое наказание, а битье - тем более. Недопустимо. И еще: ребенок - это возрастной период человека, а не бесправное существо. Это человек, повторяю. Нельзя бить и унижать человека. А насколько ремень хорош - попробуйте на себе. Нарушили какое либо правило, да хоть нашего сайта, а наказание - ремень, ну ударов этак пять-десять. Что чувствуете?»
18.09.2017 alenaogn1 «Ребенок - это не человек. Это ребенок. Существо, которое не умеет отличить плохое от хорошего. А задача родителей - дать понять, что такое хорошо, а что такое плохо. Лучше, если ребенок с детства будет знать, что такое физическая боль за проступок. Что бы потом, во взрослой жизни, понимал, что бить - это больно. И получать тумаков - тоже. А все эти ахи-вздохи про нельзя - стенания в пользу бедных.»
18.09.2017 Katia.katy «А давайте спросим, кого в детстве пороли, а кого нет? И что каждый чувствовал тогда. И что думает по поводу порки теперь. Я первая: мне попадало, но редко. Каждый этот раз я помню прекрасно и это было ужасно. Согласна с Максвет про стереотип и бессилие, потому что теперь из себя это корнями надо вырывать. От бессилия могу сорваться на детей. Грешна, лупила пару раз тапком по попе. Это неправильно. Это от бессилия. А реальную опасность можно и без лупки-порки объяснить словами».
18.09.2017 Максвет" А задача родителей - дать понять, что такое хорошо, а что такое плохо" -да! Научить, а не причинить боль и унизить. И ребенок - это ребенок, это маленький, но человек, а про "существо"- чистый злобный апартеид, к воспитанию отношения не имеющий. Желание бить - проблемы у взрослого, если взрослый человеком себя не чувствует, а компенсирует это жестокостью к малому-слабому. Это не воспитание, это-садизм Случалось и мне шлепать, не бить ремнем, а рукой и исключительно по попе, но оправдание это хилое, и я очень об этом жалею. И во всех абсолютно случаях это было именно педагогическое бессилие - не знала как поступить, в приступе эмоций, от бессилия, от того, что кончились аргументы. Сейчас, вспоминая все это, только убеждаюсь, что все нужно и можно было предотвратить. Очень жалею! Насилие оставляет шрамы, в первую очередь на психике, доверии, отношениях. Не хочу ломать своих детей, вовремя смогла опомниться и больше такого не допускать. Не помню авторства, но помню пословицу: "если битье могло бы хоть кого-нибудь чему-нибудь научить, то самыми умными были бы быки".
18.09.2017 alenaogn1 «Учат или через боль либо деньгами. Все остальное - фантазии. Человек - это не только две руки, две ноги, уши и нос. Это еще умение соизмерять свое желаемое с возможностями и действительностью. Желание бить - это болезнь. Физическое наказание за проступок - это не садизм и не жестокость. Раз через голову не доходит - надо доводить через задницу. Пока поперек лавки лежит. Потом поздно будет. Какие же у вас дети хилые да слабые, если наказание ремнем по попе может сломать их психику. Своего ребенка я била 3 раза. И не жалею об этом. Он заслужил. И сам прекрасно знает, что заслужил.»
8.09.2017 Polliiina «могу рукой шлепнуть и дочку и сына, когда совсем уже не слушаются, дочка орет как резанная как бутто убивают а сын делает вид что его просто оскорбили до глубины души, хотя точно скажу шлепок символический, ну мне это делать не нравится, и ругаться и злится и уговаривать и стукать я не люблю, меня саму наказывали ремнем редко, меня наказывали сидением дома и трудом, но все равно я не слушалась и делала все по своему просто скрывала тщательно, маме сейчас рассказываю она в шоке, а папа был очееень строгий. Моя золовка, я как то про нее писала, и все удивлялись и не верили, никогда не применяла шлепки, наказания, дети у нее прекрасные. Моего мужа тоже не наказывали, он смотрел и учился на ошибках своей сестры, а ей попадало. Мне кажется у них психика здоровее чем например детей которых наказывали. я кстати поняла теперь что сына можно контролировать только лаской, лаской он слушается, пусть злится, не хочет спать, ругается, но если ласково буду звать обнимать и говорить мой сладкий надо спать, он подчиниться, я думаю и дочку можно добротой и лаской»
18.09.2017 альба «Для меня рукоприкладство не в ответ ради своей защиты - признак своей беспомощности, своего страха не справиться с ситуацией, страх потерять контроль. ИМХО, слегка патологичные вещи. А еще это признак невоспитанности, ограниченности, неумения решать проблемы в коммуникациях другими способами. Как-то на одной из психологических групп была свидетелем такой сцены. Девушка рассказывала о том, что во время ссоры с мужем кричит на него, потому что муж себя очень раздражающе ведет: говорит несправедливые вещи и тп. Тренер спросил ее: "А знаете, почему вы кричите?" "Ну, конечно, знаю - кричу, потому что муж себя отвратно ведет!" "Нет", - сказал тренер, - "вы кричите, потому что вы - невоспитанная." И я согласна с этим: у нас нет выбора в том, как поведете себя другой человек, в том числе и наш ребенок. Но у нас есть выбор реакции. И вот тут наша ответственность и вообще все о нас, если честно.»
18.09.2017 DinaCats «Я тоже не сторонник наказания телесного. Но может быть все дети разные, как и люди? Потому что я помню все свои наказания тоже и это привело только к тому, что я как Полина начала скрывать от родителей многие вещи. А вот муж мой говорит: "Меня пороли, ну и что?! Подумаешь!" Или это уже та стадия, когда порка регулярный ритуал и ребенок (в данном случае мой муж) просто уже привык к ремню? Тогда какой от порки толк? Тоже уже никакого. И ещё мне кажется, что многие оправдывают порку только потому, что их самих пороли, да так что обида уже гиганская настолько, что они обиды самой не осознают, а могут лишь как бы в отместку своих детей продолжать пороть? Вт мужа моего опять же любимая фраза: "Меня пороли, и ничего! Пусть и сын терпит!" Это норма разве??!!!
Я ещё наверное имеет значение, было ли наказание заслуженным. Если Алена порола своего сына всего 3 раза и он сам понимает за что, то вполне возможно это была реально необходимая порка. Когда ну совсем кранты. Но вот лично я помню, что меня чаще всего колотили совершенно незаслуженно! А когда я была реально виновата, то я это и сама понимала, без порки. С папой моим (умнейший человек, упокой господь его душу) всегда было достаточно разговора. А вот мама, да, любила срываться от бессилия. И это не айс, ой не айс.... ((((«
18.09.2017 Miha «Ольга верно написала, о воспитании. Но мы все не безгрешны, у каждого найдется пара косяков. А дети и есть люди. Согласна. Но и "заслуженная" порка тоже во вред. Все, что она может показать - это сигнал самому родителю, что он в поражении и тупо применил силу (физически или психологически), пока силен. Отыгрался, выместил свои эмоции на более слабом.
18.09.2017 DinaCats «Да, вы правы. Главным показателем такого моего родительского поведения для меня лично было именно то, что мне самой потом было о-очень стыдно, неприятно, больно за свой поступок (шлепок, ор). Долго работала над собой. Это было непросто. Но мне не понятно, что на душе у тех родителей, которые прибегают к телесным наказаниям регулярно? Они горды, что "воспитывают" в верном ключе? Неужели не ёкает ничего внутри?
Касательно статьи и оправдание насилия. Там есть продолжение. Еще более ужасное. Про то, откуда ноги у этой проблемы растут. Про семьи на Руси, где процветало снохачество, скотоложество, инцест и педофилия. Ужас. Но радует одно - мы эволюционируем. И вот тут с Аленой я никак не соглашусь. Мы не звери. А дети наши - маленькие личности, а не котята, которым помогает только тыкание в миску и в лужицы"
продолжение «Евгений Бабушкин /Год насилия и верности Скрытый текст
«Вынул свою чичирку и стал ею пихать пониже живота». «Заголил мне юбку и стал меня употреблять». «Жена была избита до полусмерти». В 2017 году в России было декриминализировано домашнее насилие, а в школы предложили вернуть уроки, рассказывающие о традиционной семье. Евгений Бабушкин публикует очерк из цикла «История зла»: как любили и строили отношения в традиционной семье в Российской империи.
Давайте не лазать в русскую древность, к Петру и Февронии. Давайте отмотаем лишь на век назад. 1916 год. Россия. Средняя продолжительность жизни — 32 года у мужчин, 34 у женщин. 29% мужчин и 13% женщин — грамотны. Это значит — умеют написать свое имя. Роды ранние, частые, тяжелые. Детей в среднем девять. Пятеро умирают во младенчестве. «Молодые матери часто "засыпают" детей, то есть придушивают их нечаянно во сне. Ребенка мать иногда ночью кладет между собою и мужем, "чтобы пососал", даст ему грудь, заснет, навалится на него и придушит. Добрая половина баб "заспала" в своей жизни хоть одного ребенка — чаще всего в молодости, когда спится крепко». Как питаются выжившие, сообщает агроном Александр Энгельгардт, сосланный в глушь за поддержку студенческих бунтов. «Наш мужик хлебает пустые серые щи, считает роскошью гречневую кашу с конопляным маслом, об яблочных пирогах и понятия не имеет, да еще смеяться будет, что есть такие страны, где неженки-мужики яблочные пироги едят, да и батраков тем же кормят. У нашего мужика-земледельца не хватает пшеничного хлеба на соску ребенку, пожует баба ржаную корку, что сама ест, положит в тряпку — соси… Дети питаются хуже, чем телята у хозяина, имеющего хороший скот. А мы хотим конкурировать с американцами, когда нашим детям нет белого хлеба даже в соску?» Голод, как по часам, случается раз в десять лет: 1891, 1901, 1911, 1921. Весной 1891 года Толстой покидает Ясную Поляну и путешествует по уездам Тульской губернии. «Из избушки, около которой мы остановились, вышла обо¬рванная грязная женщина и подошла к кучке чего-то, лежащего на выгоне и покрытого разорванным и просетившимся везде кафтаном. Это один из ее 5-х детей. Трехлетняя девочка больна в сильнейшем жару чем-то в роде инфлуэнцы. Не то что об ле¬чении нет речи, но нет другой пищи, кроме корок хлеба, которые мать принесла вчера, бросив детей и сбегав с сумкой за побо¬ром. И нет более удобного места для больной, как здесь на выгоне в конце сентября, потому что в избушке с разваленной печью хаос и ребята. Муж этой женщины ушел с весны и не воротился». Это из его черновиков. В окончательную редакцию статьи «О голоде» этот кусок так и не вошел: Толстой боялся, чтоб статья не стала «нецензурною» — чтоб не попала под запрет за очернение действительности, как и в наши дни случается со многими статьями. Голод, эпидемии, нищета и невежество: вот на какой почве произрастали, как могли, семья, любовь и верность. Любовь: чем правильно бить жену Чтобы попасть в 1916 год, не надо путешествовать во времени, достаточно — в пространстве. Под Тулой, в таборе, сохранив обычай вековой давности, цыгане женят 13-летних мальчиков на 12-летних девочках, потому что так поступали их прадеды. Шекспира это тоже не смущало: Синьора Капулетти Четырнадцать ей скоро.
Няня Я свои б
четырнадцать зубов прозакладала,
Что это так, но только у меня
Во рту всего четыре.
Джульетте тринадцать, ее готовят замуж, и для XVI века это нормально. В царской России девушек женят чуть позже — с пятнадцати. Это время расцвета. Вопреки нищете и голоду русские девочки растут красавицами. Это не та «внешность славянская», про которую в объявлениях о сдаче квартир. Настоящий русский человек черняв и смугл. «Наиболее распространенный тип — это очень правильные лица с темно-серыми глазами, темными бровями и ресницами и темными волосами. Кожа смугловатая. Настоящие блондинки чрезвычайно редки. Чаще попадаются черноволосые, черноглазые... Женщины в нашей местности безусловно красивы, рослы и лет до пятнадцати-шестнадцати недурно сложены (после шестнадцати фигуры у них портятся, благодаря тяжелой работе). Чем раньше выходит замуж девушка, тем скорее она приобретает отцветший, изможденный вид». Красота увядает от нудной и трудной работы, но и от побоев тоже. Как и в наши дни, в царской России женщин бьют повсеместно, обычно спьяну. И в насилии, и в любви русский мужик остается прежде всего хозяйственным человеком. «Бьют и палкой, и рогачом (ухват), и сапогами, и ведром, и чем попало… Если муж бьет жену и при этом сломает или испортит тот предмет из своего несложного инвентаря, которым чинил расправу, то ему, разумеется, гораздо более жалко этот предмет, чем избитую жену. Да и всякая баба гораздо больше будет сокрушаться о каком-нибудь сломанном рогаче, чем о своих помятых боках». «Как выражается любовь к жене? — спрашивает в 1904 году Ольга Семенова-Тянь-Шанская, первая в России женщина-этнограф. — Этот вопрос меня давно уже интересовал, и одно время я думала, что “никак”, благодаря тому, что внешних выражений нежности мужа к жене положительно нет, даже у молодоженов… Но последнее время я думаю несколько иначе…» Далее она описывает некого замечательного Петруху, который выражает любовь к жене чисто хозяйственным способом: «Летит в деревню, чтобы сделать, что “баба просит”. “Хозяйка моя удумала просо скорей связать, а того и гляди дождь — я уж ей и скосил паюшечку”...»
Верность: сука не захочет, кобель не вскочит В 2016 году по фейсбуку гуляет хештег #янебоюсьсказати. Русские и украинки рассказывают, как их насиловали. Век назад в этих краях было все то же самое. Только фейсбука не было. Говоря об исключительной духовности русского народа, часто приводят в пример статистику по изнасилованиям. При царе их и правда немного было — лишь несколько тысяч в год, — и судили за изнасилование строго: восемь лет с конфискацией. Но цифры занижены. Дела не доходили до нормальных судей. Вместе с «повредителями чужих канав» и «кулачными бойцами» насильники получали смешные штрафы: против всяких правил их судил волостной суд — крестьянский, низшей инстанции. В Бузулукском уезде Самарской губернии двое крестьян изнасиловали девушку. Приговор: родителям потерпевшей уплатить 10 рублей (это телега или четыре пары валенок), судьям — полведра водки (компенсация издержек). Насилие, конечно, считалось преступлением, но не большим, чем супружеская измена. Крестьянское насилие — оборотная сторона крестьянской верности. В деревне, где все на виду, единственный способ получить любовь на стороне — получить ее силой. Если насиловали незамужнюю, предпочитали обвинять жертву: сука не захочет, кобель не вскочит. Часто и вовсе прекращали дело за примирением сторон. «Нынешним летом был такой случай, что двадцатилетний караульный яблоневого сада изнасиловал тринадцатилетнюю девочку — и мать этой девочки (очень, правда, бедная) помирилась с обидчиком за три рубля». Зато насильника, покусившегося на чужую, замужнюю бабу, ждал самосуд. Летом его избивали, зимой выпускали голого на мороз, а то и просто отрубали часть полового члена или калечили иным способом. Случались и ложные обвинения, чтобы стрясти с мнимого насильника рубль или два. «Хозяин мой, Василий Гордеев Гребенников, не говоря ни слова кинулся на меня и давай душить, затем положил меня на спину, заголил мне юбку, и, улегшись на меня, стал меня употреблять. Мне стало очень больно, и я пробовала кричать, Гребенников же заткнул мне рот моей же шалью. Насиловал меня Гребенников часа полтора...» В царской России не знали греческого слова «педофилия» и детей насиловали наравне со взрослыми. 29 апреля 1879 года Татьяна Попова, 10 лет, пошла с подружкой играть на луг. Односельчанин Иван Рассказов, 30 лет, схватил ее и потащил на гумно. Затем он «заворотил сарафан и рубаху, вынул свою “чичирку” из портков и стал ею пихать пониже живота, от чего из этого места пошла кровь и замарала рубаху, которую мать потом вымыла». Подружка потерпевшей показала, что Рассказов действительно приставал к Татьяне, но сама она всего не видела. Пошла дальше, «так как впереди шел ее пьяный отец и она боялась, чтобы он не упал и не выронил денег». Вся жизнь в одной сцене. Семья: snokhachestvo Славянофилам очень нравился muzhik — хоть они и предпочитали разглядывать его издалека. «Если мы захотим вникнуть во внутреннюю жизнь нашей избы, то заметим в ней то обстоятельство, что каждый член семьи, при всех своих беспрестанных трудах и постоянной заботе об успешном ходе всего хозяйства, никогда в своих усилиях не имеет в виду своей личной корысти. Цельность семьи есть одна общая цель и пружина». Славянофилы были правы: русская семья действительно была цельной — и очень закрытой. Наружу просочилась лишь малая часть того, что творилось во «внутренней жизни избы». Правду сохранили судебные протоколы и редкие записи этнографов. Скотоложество, инцест, педофилия — всем этим русские занимались не больше и не меньше, чем прочие народы. Но есть и особенный русский обычай. Среди непереводимых русских слов — sputnik, tundra, pogrom, perestroika — есть и гордое слово snokhachestvo. Снохачество — это когда свекор спит с невесткой. Регулярно. Годами. Когда он зачинает детей, которые одновременно приходятся ему и внуками. Когда отношения в большой и крепкой крестьянской семье становятся исключительно запутанными. В конце XIX века информаторы Этнографического бюро сообщают в Петербург: снохачество тотально. Орел: «Мужья уходят на заработки, видятся с женами только два раза в год, свекор же остается дома и распоряжается по своему усмотрению». Калуга: «Часты случаи, когда молодой муж, работая на фабрике, годами отсутствует или отбывает военную службу, а свекор начинает снохачить самым дерзким и грубым образом». Тамбов: «Молодой супруг не проживет иной раз и году, как отец отправляет его на Волгу или куда-нибудь в работники. Жена остается одна под слабым контролем свекрови». Владимир Безгин, единственный русский специалист по истории снохачества, описывает такой вот типичный случай. «Богатый крестьянин Семин 46 лет, имея болезненную жену, услал двух своих сыновей на “шахты”, сам остался с двумя невестками. Начал он подбиваться к жене старшего сына Григория, а так как крестьянские женщины очень слабы к нарядам и имеют пристрастие к спиртным напиткам, то понятно, что свекор в скорости сошелся с невесткой. Далее он начал “лабуниться” к младшей. Долго она не сдавалась, но вследствие притеснения и подарков — согласилась. Младшая невестка, заметив “амуры” свекра со старшей, привела свекровь в сарай во время их соития. Кончилось дело тем, что старухе муж купил синий кубовый сарафан, а невесткам подарил по платку». Кто виноват? Конечно, женщина. Двойная жертва: снохача и общественного мнения. Этнографы описывают типичный случай крестьянского самосуда — за то, что поддалась на уговоры снохача: «Жена была избита до полусмерти; волосы наполовину были вырваны, лицо превращено в один сплошной синяк, тело исщипано, одежда изорвана в мелкие клочки, так что женщина очутилась на улице совсем нагая». Кто виноват на самом деле? Да никто: экономика. Всеобщая воинская повинность и отхожие промыслы. Молодой крестьянин, пока есть здоровье, идет либо служить, либо зарабатывать. Так или иначе, молодая жена остается наедине со свекром. Откажешь — или побьет, или мужу наговорит гадостей. Тот свекор, что похитрее, не ждет, пока сын вырастет и уйдет на заработки. Он сразу женит сына-малолетку на взрослой девушке — и пользуется невесткой сам. Справедливости ради отметим, что к 1916 году снохачество почти сошло на нет. Его похоронили урбанизация и технический прогресс. «С ослаблением родительской власти, — пишет корреспондент из Нижегородской губернии, — с более частыми и распространенными в настоящее время семейными разделами и выделами, частые в старину случаи снохачества в настоящее время становятся все более и более редкими». Цельная крестьянская семья распалась навсегда, погребя под руинами и снохачество, и другие прекрасные традиции."
Все даты в формате GMT
1 час. Хитов сегодня: 3820
Права: смайлы да, картинки да, шрифты да, голосования нет
аватары да, автозамена ссылок вкл, премодерация вкл, правка нет