Только для лиц достигших 18 лет.
 
On-line: гостей 12. Всего: 12 [подробнее..]
АвторСообщение
администратор




Сообщение: 2026
Зарегистрирован: 26.03.18
Откуда: Deutschland
Рейтинг: 6
ссылка на сообщение  Отправлено: 05.02.23 14:18. Заголовок: Страх наказания и моральные принципы. Теория нравственного развития


Страх наказания и моральные принципы.
Теория нравственного развития


14 июля 2020

https://dzen.ru/media/id/5e4e2f83e977e25b8eec20ac/strah-nakazaniia-ili-vysokie-moralnye-principy-teoriia-nravstvennogo-razvitiia-5e8db212f3d7cd02ce77c869



 цитата:
Этот текст создан Искусственным Интеллектом, то есть данные изложенные в статье собраны из открытых источников Интернета, обработаны и составлены нейросетью.




Лоуренс Кольберг американский психолог, специалист в области психологии развития всю жизнь работал над теорией нравственности, основываясь на трудах швейцарского психолога Жана Пиаже, который одним из первых начал изучать формирование морали у детей, в рамках свой теории когнитивного развития. Кольберг вышел за пределы изучаемого Пиаже возраста и сформулировал собственную теорию нравственного развития человека.


Теория нравственного развития Л.Кольберга


В представление Кольберга нравственное развитие человека продолжается всю его жизнь и главную роль в его формировании играет понятие Справедливости. Всего он выделял три стадии, каждая из которых делится на два уровня. Согласно его теории они идут строго друг за другом, и переход с одного на другой — это результат развития когнитивных навыков и способности к эмпатии. Они не находятся в прямой зависимости от возраста человека.

 цитата:
Не все и не всегда переходят со стадии на стадию. В действительности, большинство людей никогда не достигают третьего уровня. А некоторые взрослые так и остаются на первом.




Уровень 1. Доконвенциональный

В основном присущ детям, хотя и у взрослых встречается, намного чаще, чем хотелось бы

1 стадия

Дети ещё не понимают, что хорошо, а что плохо, они ориентируются на реакцию взрослых, если за какой-то поступок похвалили — этот поступок был хорошим, если поругали — плохим. Сам поступок, а не его нравственная составляющая. Собственные ориентиры не выработаны. Причина и следствие на этой стадии часто перевёрнуты: Действие нравственно неправильное, потому что, тот, кто его совершил, понёс наказание. Чем сильнее наказание, тем более аморальным кажется ребёнку действие, которое к нему привело. Это может привести к эффекту, что сила наказания будет автоматически обозначать, что действие было неправильным. Как часто мы слышим о жертвах насилия — "сам/сама виновата". Ещё на этой стадии очень сильна эгоцентрическая позиция — всё, что мне не приходит в голову, или представляется мне невозможным — не существует. Человек не понимает, и не верит, в то, что существуют отличные от его точки зрения.

2 стадия

Наивная гедонистическая ориентация. Ребёнок (человек) готов поступать правильно/хорошо, но только с целью получить выгоду, и никак иначе. Добро само по себе, всё ещё очень абстрактная категория для него. "Ты мне - я тебе". На этой стадии ребёнок не только боится наказания за "плохие" действия, но и готов делать что-то "хорошее", но за вознаграждение, если такового не предполагается, вести "хорошо" он себя не хочет. Ребёнок может применять различные стратегии для получения желаемого (смотря чему его обучили), например, пытается обменяться с другим ребёнком, но если обмен не получится, может и отнять понравившуюся вещь. Формально он уже способен учитывать интересы других людей, но только не в ущерб собственным.


Уровень 2. Конвенциональный

Этот уровень развития присущ подросткам и взрослым. Подавляющее большинство людей остаются здесь.

3 стадия

Ориентация на соответствие ближнему окружению/малой группе. На этом этапе человек зависим от мнения окружающих и хочет завоёвывать их любовь и признание с помощью надлежащего поведения. Готов вести себя "хорошо" без прямой выгоды для себя лично.

4 стадия

Установка на поддержание установленного порядка социальной справедливости и фиксированных правил. Мораль индивида совпадает с законами общества. Человек хорошо осознаёт силу закона и понимает для чего он нужен. Понимает, что наличие правил и законов защищает членов общества и его лично. Человек идентифицирует себя с носителями этого закона — с Государством. Эта, в общем, неплохо, если только Государство не становится гитлеровской Германией. На этом этапе человек имеет довольно широкую вариативность взглядов, но всё же в большей степени его мораль продиктована внешней силой. Принуждение "вести себя хорошо" остаётся внешним. Что законно — то и морально.



Уровень 3. Постконвенциональный

Автономный уровень нравственности. Собственное моральное суждение стоит над "общей точкой зрения". До этой стадии доходят единицы. Приходит осознание, что индивид обладает собственным взглядом на вещи, и если они не совпадают с точкой зрения большинства, то индивид не обязан подчиняться требованиям большинства.

Тут особенно стоит отметить, что Кольберг говорит о нравственном РАЗВИТИИ, а не обо всех людях, которые считают себя стоящими над обществом, то есть речь не идёт о маньяках, психопатах, социопатах и других, обладающих сверхидей, и "знающих" как нужно жить всем остальным, и уж тем более не о тех, кто пытается заставить всех жить "правильно" применяя кнуты и пряники различными степени жёсткости.

Люди на данном уровне живут, руководствуясь собственными моральными принципами, которые обычно включают такие основные права человека, как право на жизнь, свободу и справедливость. Они уважают права и мнения других, как бы сильно они расходились с их собственными и предполагают, что закон — это гибкий механизм, созданный для человека, а не наоборот.

5 стадия

Утилитаризм и представление о морали как продукте общественного договора. Понимание того, что в мире существует огромное количество мнений, норм и правил, и все они не могут быть хорошими или плохими. Все эти мнения стоит уважать, но для нормального функционирования общества неизбежен компромисс, в пользу решения большинства. Все демократии стремятся претворить именно этот принцип в жизнь. Получается как получается.

6 стадия

Универсальные этические принципы. Закон для данного индивида существует только в тех пределах, в которых соответствует его понятию Справедливости. Человек действует не из страха перед наказанием, не для выгоды, не для того, чтобы его любили, а потому что считает свои действия правильными. В целом данная стадия соответствует аретологической этике (Аретология — этика добродетели, в которой добродетельный мотив, побудивший к действию, важнее всего остального(на самом деле - спорное утверждение).


 цитата:
Сам Кольберг считал, что очень немногое количество людей может постоянно действовать на данном уровне.






То, что должно быть сказано, должно быть сказано ясно. Спасибо: 0 
ПрофильЦитата Ответить
Ответов - 3 [только новые]


администратор




Сообщение: 2028
Зарегистрирован: 26.03.18
Откуда: Deutschland
Рейтинг: 6
ссылка на сообщение  Отправлено: 05.02.23 16:51. Заголовок: Страх наказания лом..


Страх наказания ломает структуру нравственного развития на 1 стадии, когда собственные ориентиры не выработаны. Тогда-то главным критерием между "хорошо" и "плохо" становится только наказание и его страх.

Дети подчиняются простой логике боли - за что бьют, то плохо. Помимо навязанной практики слепого подчинения у детей затормаживается процесс понимания общественно-признанных критериев нормы, что потом негативно влияет на возможности социализации и личностного развития в течении всей жизни.












То, что должно быть сказано, должно быть сказано ясно. Спасибо: 0 
ПрофильЦитата Ответить



Не зарегистрирован
Зарегистрирован: 01.01.70
ссылка на сообщение  Отправлено: 05.02.23 22:07. Заголовок: Как то в ВК прочитал..


Как то в ВК прочитал сообщение одного отца, сынишку он наказывал за разные прогрешения с раннего возраста и как-то в 4.5 года ребёнок приходит с улицы, берет тапок, которым его обычно и лупили, подходит и говорит, что заработал 5 шлепков, но за что не скажет.
На лицо, ребёнок освоил "Что такое хорошо и что о такое плохо", тем не менее он сделал плохое и готов на боль, через наказание ...
В данном примере никаког слома нравственного развития не наблюдаю ...

Спасибо: 0 
Цитата Ответить
администратор




Сообщение: 2029
Зарегистрирован: 26.03.18
Откуда: Deutschland
Рейтинг: 6
ссылка на сообщение  Отправлено: 05.02.23 22:25. Заголовок: Sakh пишет: В данно..


Sakh пишет:

 цитата:
В данном примере никаког слома нравственного развития не наблюдаю ...



Ваш пример иллюстрирует 1 стадию, когда у ребенка в этом возрасте и нет других критериев, а наказание (т.е.реакция взрослых) становится практически единственным вариантом (это когда бьют, но не объясняют).

В описанном моменте и невозможно наблюдать изменение развития, это можно будет заметить или понять только позже, когда у всех его сверстников будет уже осознанное отношение (конвенциональное - 2 или 3 стадии), а он будет ждать одобрения или порицания от родителей (оставаясь на детской 1 стадии).

К сожалению порка и страх порки имеет свойство закрепляться в сознании болью и страхом боли (почти инстинктивной), делая невозможным свободный сознательный выбор делать плохое или хорошее, вне этого страха. Это и тормозит развитие сознания, оставляя человеку надолго (или навсегда) быть инфальтивным, несамостоятельным, зависимым





То, что должно быть сказано, должно быть сказано ясно. Спасибо: 0 
ПрофильЦитата Ответить
Ответ:
1 2 3 4 5 6 7 8 9
большой шрифт малый шрифт надстрочный подстрочный заголовок большой заголовок видео с youtube.com картинка из интернета картинка с компьютера ссылка файл с компьютера русская клавиатура транслитератор  цитата  кавычки моноширинный шрифт моноширинный шрифт горизонтальная линия отступ точка LI бегущая строка оффтопик свернутый текст

показывать это сообщение только модераторам
не делать ссылки активными
Имя, пароль:      зарегистрироваться    
Тему читают:
- участник сейчас на форуме
- участник вне форума
Все даты в формате GMT  1 час. Хитов сегодня: 1922
Права: смайлы да, картинки да, шрифты да, голосования нет
аватары да, автозамена ссылок вкл, премодерация вкл, правка нет



Добро пожаловать на другие ресурсы