Только для лиц достигших 18 лет.
 
On-line: гостей 8. Всего: 8 [подробнее..]
АвторСообщение
администратор




Сообщение: 1966
Зарегистрирован: 26.03.18
Откуда: Deutschland
Рейтинг: 6
ссылка на сообщение  Отправлено: 07.01.23 23:02. Заголовок: Лункина М.В. Основания самоуважения как фактор психологического благополучия


Основания самоуважения как фактор психологического благополучия и мотивации учебной деятельности подростков
Лункина Мария Владимировна
https://www.dissercat.com/content/osnovaniya-samouvazheniya-kak-faktor-psikhologicheskogo-blagopoluchiya-i-motivatsii-uchebnoi

Учитывая роль подросткового возраста в развитии личности, представляется актуальным начинать рассмотрение проблемы самоуважения именно с этого возрастного периода - возраста формирования идентичности и самосознания, построения образа мира и формирования ценностных ориентаций.

Кроме того, изучение самоуважения ограничивается рассмотрением уровня самоуважения и меры его стабильности как детерминанты психологического благополучия личности. При этом проблема оснований самоуважения, того, на чем оно содержательно базируется, только недавно стала систематически изучаться.
Данная работа посвящена основаниям самоуважения подростков (компетентность, одобрение родителей, одобрение учителей и псевдокомпетентность), как одной из важнейших характеристик самоуважения, связанной с психологическим благополучием, мотивацией и учебной успешностью.

Актуальность настоящего исследования связана со сформированным на основании многочисленных исследований пониманием значения личностно-мотивационных факторов, их вклада в благополучие и успешность деятельности подростков [Смирнов, 2002, Guay et al., 2010,Poropat, 2010, Гордеева, Осин, 2012, Гордеева, 2013, Robins et al., 2012, Taylor, 2014]. Самоуважению как личностной переменной посвящено большое количество исследований, и на настоящий момент накоплено много данных о его значении для психологического благополучия и успешности человека.
Более того, стремление к самоуважению, начиная с работ А. Маслоу, рассматривается как важная человеческая потребность, без удовлетворения которой полноценное функционирование личности невозможно [Sheldon et al., 2001].

Было также показано, что мотивация самоуважения является наиболее характерным типом учебной мотивации детей в современных массовых школах, представляя собой вариант автономной учебной мотивации [Гордеева и др., 2016].
Понимание значения самоуважения для благополучия и успешного функционирования личности порождает необходимость отличать аутентичное, истинно высокое самоуважение, от его менее продуктивных, защитных форм.

Наиболее очевидным критерием аутентичного самоуважения является его уровень. Множество исследований показывают, что высокое самоуважение, в отличие от низкого, является буфером против депрессии и тревоги, способствует оптимизму и настойчивости [см. McFarlin, Blascovich, 1981, Baumeister et al, 2003, Pyszczynski etal, 2004, Sowislo, Orth, 2013].

Однако неоднозначная роль высокого самоуважения, связанная с тем, что оно может включать в себя нарциссические черты, приводит к необходимости изучать другие его параметры, такие как стабильность и основания самоуважения.

[…] В настоящий момент основания самоуважения практически не исследованы, в отличии от уровня и стабильности самоуважения. Открытым остается вопрос о том, какие из оснований самоуважения являются аутентичными, т.е. способствуют психологическому благополучию и успешной деятельности. Наиболее подробно эта проблематика на настоящий момент представлена в работах Дж. Крокер. Она выделила два типа оснований самоуважения: компетентность и одобрение значимыми другими. Однако эта идея не получила достаточной эмпирической операционализации и проверки: предложенная Дж. Крокер классификация оснований самоуважения [Crocker et al., 2003, Crocker, Park, 2004] является несколько разноплановой и не содержит оснований самоуважения, связанных с оценкой компетентности и мастерства самим человеком. […]



Известно, что формирование самоуважения происходит у ребенка с самого раннего детства [Crocker, Lee, Park, 2004, Mruk, 2006]. Важную роль в этом процессе играет опыт безусловного принятия, уважения личности ребенка и поддержки его растущей компетентности или, напротив, опыт отвержения, пренебрежительного отношения к попыткам обретения самостоятельности, необоснованной критики, условного принятия, гиперопеки, выражающейся в стремлении все сделать за самого ребенка в родительской семье.
Большое значение имеют и ранние школьные годы: опыт успешности и компетентности или неспособность овладеть школьной программой и правилами поведения, уважительное и бережное или чрезмерно критичное, предвзятое отношение учителя, а также способность влиться в коллектив сверстников являются фундаментом для построения самоуважения. Подростковый возраст является важнейшим этапом формирования самоуважения, будучи возрастом становления идентичности, а также окончательного формирования когнитивных процессов, необходимых для адекватного самовосприятия и самооценивания [Поскребышева, Карабанова, 2004, Erol, Orth, 2011].

Исследование самоуважения на этапе его становления важно, как с теоретической точки зрения, поскольку решает проблему механизмов благополучия и успешности деятельности, так и с практической, поскольку позволяет своевременно предсказывать неблагоприятные траектории развития подростков и корректировать его неадаптивные формы.
[…]

Результаты исследования показывают, что для психологического благополучия и успешности деятельности индивида важнее не то, кто является источником его самоуважения - сам человек или окружающие его люди, а то, базируется ли оно на реальных достижениях и усилиях в рамках конструктивной деятельности, или нет.

Исследованы связи удовлетворенности базовых потребностей в семье с тем, на чем подростки основывают свое самоуважение. Показано, что удовлетворенность базовых потребностей в семье является источником аутентичного самоуважения (а неудовлетворенность приводит к компенсаторному самоуважению), а также то, что основания самоуважения выступают как медиатор между удовлетворенностью базовых потребностей и психологическим благополучием.

[…]

Глава 1. Теоретический анализ проблемы самоуважения
1.1. Определение самоуважения, границы понятия
1.1.1. Проблема самоуважения

Проблема самоуважения занимает значительное место в системе психологического знания. Она фигурирует в исследованиях с самого начала существования психологической науки: У. Джемс в одном из первых учебников по психологии подробно освещает эту тему, определяя самоуважение как меру соответствия достижений (успехов) уровню притязаний [см. Джемс, 1991]. В последствии этой проблемой занимались такие классики психологии, как А. Адлер [Adler, 1927], К. Хорни [Horney, 1937].

Так, А. Адлер рассматривал самоуважение как способ преодоления чувства неполноценности, характерного, с его точки зрения, для большей части человеческого поведения, как позитивного, так и негативного.

Анализируя природу человеческих неврозов, К. Хорни пришла к выводу, что здоровое самоуважение является ключом к решению многих, если не большинства, психологических и поведенческих проблем.

Особенно активное внимание самоуважение стало привлекать после работ А. Маслоу [Маслоу, 1999] и К. Роджерса [Роджерс, 1994], в которых была показана ключевая роль самоуважения для благополучия и гармоничного развития личности.

Во второй половине ХХ века самоуважение стало входить в тройку самых исследуемых феноменов в психологии личности и социальной психологии наряду с полом и негативными аффективными состояниями [Rhodewalt, Tragakis, 2003]. Интерес к проблеме самоуважения не угасает со временем - только в базе данных PsychlNFO представлено более 30 тысяч статей, глав и книг, которые непосредственно посвящены самоуважению.

Самоуважение рассматривается как важнейшая характеристика человеческой личности и поведения. Подобный интерес к данной теме можно объяснить тем, что самоуважение связано с широким спектром проявлений человеческой психики. К. Мрук, автор учебника по проблеме самоуважения, отмечает, что самоуважение связанно с совершенно разными аспектами человеческого опыта. Так, самоуважение часто упоминается в отношении различных психических расстройств, таких как депрессия, тревога и проблемы с обучением.

Изучается и то, как самоуважение соотносится с жизненными проблемами, знакомыми большинству людей и не связанными с психопатологией, такими как неудачи в достижении каких-либо целей или разрыв в отношениях. Наконец, феномен самоуважения не отделим от таких явлений как психическое здоровье, благополучие, удовлетворенность жизнью, успешность и самоэффективность [см. Mruk, 2006].

Будучи связано с широким спектром личностных и поведенческих особенностей, самоуважение помогает понять, кем человек является, как уникальная личность, помогает раскрыть смысл его поступков, его мотивацию, характер его краткосрочных и долгосрочных жизненных целей, отношения с другими людьми [там же].

Однако, несмотря на обилие фактического материала, собранного исследователями самоуважения, внутри этой темы остается много вопросов и противоречий. Одна из самых весомых проблем в области - отсутствие единого понимания того, что из себя представляет самоуважение.

Во многом это связано с тем, что самоуважение -сложное и многоаспектное понятие. Разными авторами оно рассматривается и как стабильная личностная черта [Rosenberg, 1965], и как изменчивое под воздействием среды состояние [Leary, Downs, 1995]; как защита против жизненных неурядиц, позволяющая сохранить идентичность [Pyszczynski et al., 2004] и как мотивационная сила, побуждающая к развитию, изменениям, расширению границ Я, сопряженному с риском [Rogers, 1961, White, 1963, Crocker, Park, 2004].
Самоуважение имеет когнитивный (знание о себе, своих сильных и слабых сторонах), эмоциональный (позитивное или негативное отношение к себе) и личностно-мотивационный аспекты [Wells, Marwell, 1996]. Также оно может быть высоким и низким [Rosenberg, 1965], стабильным и нестабильным [Kernis, Paradise, 2002], аутентичным и защитным [Deci, Ryan, 1995, Kernis, 2006, Mruk, 2006].
[…]

1.2. Значение самоуважения и его аспекты

Роль самоуважения в психической жизни человека очень значительна. Есть основания полагать, самоуважение является одной из базовых психологических потребностей человека, удовлетворение которой напрямую ведет к психологическому благополучию и самореализации, а неудовлетворение - к фрустрации и невротическим состояниям.

Традиция понимания самоуважения как фундаментальной, базовой потребности человека восходит к работам первых гуманистических психологов - А. Маслоу и К. Роджерса и находит подтверждение у современных исследователей.
А. Маслоу утверждает, что потребность в самоуважении - желание чувствовать себя ценным, значимым и уважаемым другими людьми, относится к базовым, дефицитарным, психологическим потребностями, удовлетворение которых является условием самоактуализации и личностного роста, а неудовлетворенность вызывает напряжение, тревогу, невротические состояния [Маслоу, 1999]. К. Роджерс также подчеркивает, что самоуважение имеют фундаментальное значение как для психологического здоровья, так и для самореализации, достижения важных жизненных целей [Роджерс, 1994].

В исследовании К. Шелдона с коллегами [Sheldon et al., 2001], направленном на определение базовых психологических потребностей из 10 потенциальных: физическое здоровье, безопасность, позитивные впечатления, влиятельность (обладание властью и популярностью), богатство, самоуважение, самоактуализация, связанность с другими людьми, автономия и компетентность.

Потенциальные потребности были отобраны на основании теорий базовых потребностей А. Маслоу, С. Эпштейна, Д. Басса, Э. Деси и P. Райана.

Результаты исследования позволяют включить потребность в самоуважении, в список фундаментальных потребностей, универсальных для разных культур. То есть расценивать как его характеристику человеческого опыта, которая делает его удовлетворительным или неудовлетворительным наряду с потребностями в компетентности, автономии и связанности.

Из признания самоуважения базовой психологической потребностью следует, что уважать себя - одна из фундаментальных целей человека, универсальная для представителей разных культур, хотя способы ее достижения могут быть различными. Это означает ключевую роль самоуважения в созидании человеком своей личности, влияние самоуважения на все сферы жизни человека и необходимость достигать его на всех уровнях функционирования: на уровне конкретной задачи (учебной, профессиональной, жизненной), на уровне области жизни (школа, семья, работа) и на глобальном уровне (личности в целом). Таким образом, говоря о самоуважении как о базовой потребности, мы говорим, что это не одна из личностных черт (в ряду других), а определяющая характеристика человеческой личности и, что только тот человек, чья потребность в самоуважении удовлетворена, человек, который уважает себя, может быть благополучным и успешным.

// Вестник Московского университета. Серия 14: Психология. - 2017.- № 3. - С. 60-75. (0,95 п.л./ 0,95 п.л.)
[…]

При встрече с неудачей люди с высоким самоуважением испытывают меньший дистресс и более склонны проявлять настойчивость для ее преодоления [Dutton, Brown, 1996, Baumeister et al., 2003]. Высокое самоуважение может выступать буфером против депрессии [Sowislo, Orth, 2013], способно снизить уровень тревоги индивида, включая страх смерти [Pyszczynski et al., 2004]. А низкий уровень самоуважения коррелирует с наличием академических и социальных проблем, агрессивностью, проблемами с пищевым поведением и подростковой беременностью [Mecca, Smelser, Vasconcellos, 1989].

Эти результаты привели к выводам о большом значении высокого самоуважения, вплоть до предположения о том, что многие, если не большинство, проблем в обществе, имеют корни в низком самоуважении у большого числа членов этого общества [Mecca, Smelser, Vasconcellos, 1989]. Эти выводы имели общественный резонанс и породили в США так называемое «движение за самоуважение», направленное на повышение самооценки и самоуважения школьников путем зачастую неоправданных похвал в надежде преодолеть проблемы ухода из школы, подростковой беременности и употребления наркотиков и алкоголя ^м. Mruk, 2006].

Недавние исследования, однако, свидетельствуют о том, что объективные преимущества высокого общего самоуважения (по методике Розенберга) являются весьма небольшими и ограниченными по своим последствиям - хотя люди с высоким самоуважением считают себя более привлекательными, любимыми и популярными, чем другие, это не находит объективного подтверждения в том, как их оценивают сверстники [Bishop, Inderbitzen, 1995]. Также уровень самоуважения никак не сказывается на длительности или качестве отношений с другими людьми. При этом люди с высоким самоуважением часто бывают склонны к тревожности и внутригрупповому фаворитизму, который, в свою очередь, приводит к предрассудкам и дискриминации по отношению к представителям других социальных групп [Baumeister et al., 2003].

Также обнаружилось, что высокое самоуважение не является фактором, который может обеспечить уменьшение вероятности обращения подростков к алкоголю, курению, наркотикам, а также вступлению в ранние сексуальные отношения, хотя оно является предиктором отсутствия булимии у девушек [Wills, 1994, Vohs et al., 1999, Baumeister et al., 2003].
Высокое самоуважение коррелирует с академическими достижениями [Hansford, Hattie, 1982], однако нет оснований считать именно уровень самоуважения их причиной. Напротив, можно предположить, что скорее успех порождает рост самоуважения, а не наоборот [Crocker, Lee, Park, 2004]. Попытки же повысить самоуважение не способствовали повышению академических достижений, а, напротив, их снижали [Baumeister et al., 2003]. Результаты метаанализа показывают, что, хотя уровень самоуважения у подростков и молодых людей значительно вырос с 1988 по 2008 гг, это не связано с реальным ростом компетентности, не привело к уменьшению употребления психоактивных веществ, а проблемы психического здоровья подростков даже возросли [Gentile, Twenge, Campbell, 2010].

В связи с этим, логично предположить, что, хотя низкое самоуважение, будучи тесно связано с депрессией, снижает продуктивность деятельности и отношений человека, обратное неверно - для успешной учебной и профессиональной деятельности и для поддержания удовлетворяющих отношений необходимо подкреплять позитивное восприятие себя и ожидания реальной компетентностью.

Кроме того, высокое самоуважение часто оказывается гетерогенной категорией, включающей наряду с принятием своих позитивных качеств также нарциссические и защитные черты. Так люди с высоким, но хрупким самоуважением чувствительны к «угрозам Эго» - ситуациям неуспеха, критики и т.д., которые могут подрывать их веру в себя. В таком случае желание защитить свое хрупкое самоуважение может приводить к увеличению агрессии и враждебности, по отношению к другим людям, неадаптивному перфекционизму или, наоборот, намеренному снижению сложности выполняемых задач (чтобы не потерпеть неудачи), или попытке «сфабриковать» успешные результаты деятельности путем обмана [Bushman, Baumeister, 1998, Baumeiste et al., 2003, Kernis, 2003 (b)].

Что же касается низкого самоуважения, то, во-первых, люди с реально низким уровнем самоуважения встречаются в популяции редко, что позволяет рассматривать их случаи как клинические [Kernis, 2003 (b), Gentile, Twenge, Campbell, 2010]. Кроме того, исследования показывают, что низкое самоуважение также неоднородно - люди с низким общим самоуважением обычно все же имеют области жизни, в которых они оценивают себя позитивно [Pelham, 1991].
[…]





То, что должно быть сказано, должно быть сказано ясно. Спасибо: 0 
ПрофильЦитата Ответить
Новых ответов нет


Ответ:
1 2 3 4 5 6 7 8 9
большой шрифт малый шрифт надстрочный подстрочный заголовок большой заголовок видео с youtube.com картинка из интернета картинка с компьютера ссылка файл с компьютера русская клавиатура транслитератор  цитата  кавычки моноширинный шрифт моноширинный шрифт горизонтальная линия отступ точка LI бегущая строка оффтопик свернутый текст

показывать это сообщение только модераторам
не делать ссылки активными
Имя, пароль:      зарегистрироваться    
Тему читают:
- участник сейчас на форуме
- участник вне форума
Все даты в формате GMT  1 час. Хитов сегодня: 947
Права: смайлы да, картинки да, шрифты да, голосования нет
аватары да, автозамена ссылок вкл, премодерация вкл, правка нет



Добро пожаловать на другие ресурсы