На форуме уже есть тема посвященная розге. Но там речь касалась розги как орудия для наказания. В данном случае я хочу вспомнить о другом предназначении розги, точнее вспомнить дохристианские времена Руси, времена язычества, а точнее друидов, верящих в божественную силу деревьев. Те времена когда розга применялась скорее для врачевания, обрядов инициации и в прочих мистических целях . Нижеприведенный отрывок взят из статьи «Сакральное дерево береза в обрядах и поверьях» ***
В старину в ходу была лечебная или знахарская магия, очень часто связанная с берёзой. Растущей берёзе практиковали передачу болезни, причём могли шантажировать её, угрожать, чтобы дерево действительно забрало болезнь. Русские знахари скручивали над больным человеком берёзовые ветки и говорили, что не отпустят их, пока болезнь не отступится. Страдающий малярией должен был трясти берёзку, приговаривая: «Тряси меня, как я тебя, а потом перестань». Существовало много приёмов «лечения» при перемежающейся лихорадке, например, окачивали больного водой в лесу, через берёзку; связывали над головой больного две ветви берёзы и говорили: «Покинешь – отпущу, не покинешь – сгинешь». Иногда угрожали самой болезни. В заговоре от стенокардии есть такие слова: «Брошу жабу под берёзов куст, чтоб не болело, чтоб не щемило». Распространён был обычай искупать больного ребёнка и вылить воду под берёзу, или просто снести к ней дитя, особенно девочку (мальчика обычно носили к дубу), сказать заговор, и болезнь перейдет к дереву. Если ребенок плохо спал по ночам, мать мальчика обращалась к дубу, если это касалось дочки, то - к березе со следующим заговором: " У тебя, белая береза, берёзоньки - дочки. Тебе, береза, шуметь да густи, а рождённой (имярек) спать да расти!". С дубом и березой в различных обрядах и заклинаниях часто отождествляют мужчину и женщину, юношу и девушку, мальчика и девочку. Женщины, страдающие белями, ходили при утренних и вечерних зорях к берёзе, плескали на себя и на дерево воду, приговаривая: «Возьми, берёза, своё, а отдай моё». Людей, подверженных лунатизму выводили на улицу, когда на небе была утренняя заря и усердно охаживали берёзовым веником.
Вообще битьё берёзовыми прутьями для изгнания болезней применялось разнообразно, и это не случайно. Ведь, верили, что берёза легко вмещает в себя всё навье, бесовское, в том числе и болезни. Утверждали, что женщин, в которых вселялся бес, во время приступа часто бросало на берёзу. Поэтому считалось, что для лечения надо приложить усилия, применять агрессивное воздействие как на саму берёзу, так и на захворавшего человека. Вот почему иногда применялась порка больного розгами. Причём, не щадящая, а с потягом, дабы на коже появились капельки крови, которые окропят прутья, и те уже, непременно, впитают в себя недуг. Больному рекомендовалось кричать, не сдерживаясь, особенно в тех случаях, когда секли ребёнка мало управляемого, подозревая, что его поведение – следствие одержимости злым духом, а с криком и с плачем, навья сила могла и вылететь. Если же вместо криков и стонов исходило упорное молчание, то делалось заключение, что таковой хворый - «не жилец». Порка производилась под сопровождение заговора, и, возможно, его продолжительность определяла и время самого сечения. Затем все использованные розги, а также их обломки непременно сжигались, чтобы окончательно уничтожить всё нечистое.
Суровые времена иногда диктовали и очень жестокие способы решения проблем. Известно, что в семье могли избавиться от явно душевнобольного или неправильно развивающегося ребёнка, под предлогом, так называемой подмены. Ходило поверье, что ведьмы могут подменить дитя, внедрив в семью своего уродца. Тогда проводился обряд обратной мены. Ребёнка, надо подозревать, что это дитя ещё не проходило первую инициацию, то есть до года, клали на навозную кучу и секли берёзовыми розгами, требуя, чтобы нечистая сила вернула их чадо. Догадаться нетрудно, что несчастного засекали, как правило, до смерти, а в семье уже не было бесполезного лишнего рта. Такой обычай невольно наводит на сравнение с древней Спартой, где от уродливого ребёнка избавлялись более гуманным способом, сбрасывая его со скалы.
Берёзовые розги предназначались так же и ведьме, если таковую обнаруживали. В отличие от средневековой Европы, когда ведьм сжигали, не давая им шанса выжить, сожжение предназначалось розгам, как и в уже упомянутом, обряде исцеления. Но, понятное дело, увлёкшись, её могли забить и до смерти, и не только розгами.
В отдельных случаях, когда берёза была бессильна, а это могло быть при стойко не проходящей лихорадке, применяли осину. После некоторых магических действий, больного клали на осиновые чурбаны и хлестали осиновыми же прутьями. Но никогда этот способ не практиковали с детьми и подростками, так как крепко верили, что сечение осиновыми и ивовыми прутьями прерывает, или замедляет их рост. Кроме того, живущие почти в два раза меньше чем берёза, - осина и ива рано начинают гнить в самой сердцевине ствола, а такая слабость, считали, могла передаться как человеку, так и животному, если их стегать ветками этих деревьев. Вот почему, даже домашнюю скотину ими не погоняли, предпочитая взять в руки прутки берёзы или вербы, дабы, как говорили: «Не причинить глубинной боли». Попутно нужно заметить, что болгары, часто использовали в магических целях не берёзу, а её близкую родственницу – лещину. Так, если ребёнок после года ещё не ходил, то его похлёстывали ореховым прутиком, приговаривая: «Оставь ореховое, возьми кизиловое». Горящим ореховым прутом отгоняли от колыбели русалок. А чтобы коровы лучше доились, их погоняли всё теми же прутьями.
Вера в магическую силу берёзы сохранилась и используется кое-где до сих пор в свадебных обрядах. Маленький мальчик подбегал и слегка стегал берёзовой веточкой невесту, после этого все те, кто хотел выйти замуж, отрывали листики с этой ветки, а потом, зашив их в тряпицу, пришивали к своим платьям и ночным рубахам. Это считалось очень действенным приворотным средством.
Двойственность берёзы проявляется в том, что она была атрибутом и нечистой силы. В народном фольклоре ведьма летала по ночам не только на помеле или хлебной лопате, но и на березовой палке; белые кони, подаренные человеку нечистым, превращались в кривые березы, а проданный чертом хлеб — в березовую кору; верили, что ведьма может надоить молока с берёзовой листвы. В Англии для изготовления "помела ведьмы" по-прежнему берут ясеневый кол, березовые ветки и скрепляют их тонкими гибкими веточками ивы, и, завязывая узелки, творят заклинания. При изготовлении куклы Масленицы, которая олицетворяла богиню Мару, повелительницу смерти, непременно использовалась берёза для основания её «тела», которое в кульминационный момент обряда проводов зимы торжественно сжигалось.
Что касается упомянутых инициаций, то как утверждает В. Балушок в своей работе «Инициация древних славян», они назывались постригами, и, например, для мальчиков проводились по возрастным группам: 1 год, 4-5 лет, 7-8 лет и так далее.
Такая инициация для детей опредёлённых возрастов, кроме выстригания волос и посадки на коня с четырёх лет, часто сопровождалась сечением берёзовыми розгами, но уже ритуального, а не лечебного действия, и которая происходила вне родовой территории или на её границе, чаще на меже в поле, что подчёркивало переходность состояния и места. Похожие обряды наблюдались этнографами ещё на рубеже XIX – XX веков в некоторых местностях Украины.
Инициации почти всегда сопровождались физическими испытаниями в ловкости, силе, выносливости, а также в стойкости и в терпении боли. В дохристианский период у славян практиковался уход юношей в особые поселения, так называемые волчьи братства, где они проходили новую инициацию, обучались воинским навыкам, участвовали в военных набегах, выполняли другие возложенные на них обязанности. По окончании срока такой отлучки из родового гнезда молодец проходил уже обряд перерождения обратно из «волка» в человека. Действие сопровождалось чаще всего такими атрибутами как: материнский ухват – женское орудие труда, хомут – символ женского детородного органа и берёзовые батоги. Инициируемый должен был перепрыгнуть через рукоять ухвата, пролезть через хомут и испытать «спускание шкуры волка», то есть быть битым берёзовым батогом. Только после этого он надевал новую рубаху и мог получить новое имя.
В инициации девочек берёзовые розги могли применять не столько для выработки стойкости к боли, сколько для пробуждения женского начала. Браки практиковались ранние, коса до пояса считалась признаком заневестившейся девицы, но детородные органы «просыпались» иногда с некоторым запозданием, чтобы ускорить процесс созревания, применяли розги. Механизм был простой: порка вызывала прилив крови к области малого таза, что стимулировало внутренние процессы организма. Этот способ до сих пор применяется у некоторых мало цивилизованных народов мира. А насколько он стар, говорит древнегреческая пословица: «девочка без розог – что роза без полива».
Не случайным был и выбор берёзовых прутьев для розог. Самые распространённые виды берёз – повислая и пушистая, продолжают расти до 50-60 лет, за этот период скорость роста меняется. Если в первые 5-6 лет рост деревьев умеренный, то затем увеличивается и примерно с десятилетнего возраста рост идёт со скоростью 75-90 см в год, особенно в верхней части кроны, откуда и срезали самые гибкие ветки. Вот эту энергию роста и хотели передать при обрядовом сечении, считая, что молодое тело таким способом быстрее становится порным (словарь В. Даля) - сильным, здоровым и крепким. Нужно подчеркнуть, что упомянутые действия с розгами проводились не с целью наказания, но исключительно, как магическая процедура, ведь наказать можно было и плёточкой шелковой или ремешком сыромятным. Но с приходом христианства на Русь началась борьба с ведической культурой. И самым простым и эффективным методом был не строжайший запрет чего-то, а подмена: праздника, понятия, обычая. Так произошло и с розгами, которые, из редко употребляемого средства в определённые периоды жизни, превратились в обыденное орудие наказания, мало того, чуть ли не обязательное, согласующееся с библейскими рекомендациями.
Такое же не чудесное превращение претерпела и берёзовая каша из камбия. Камбий – это тонкий слой под собственно корой дерева, который весной набухает и на некоторый период становится студенистым. В экстремальных ситуациях и в голодное время этот слой соскребали и ели, как в сыром виде, так и в виде каши, сваренной на воде. Как и почему еда, спасавшая людям жизни, превратилась в понятие, связанное с розгами и наказанием – сказать затруднительно, но в настоящее время выражение «накормить берёзовой кашей» понимается, как конкретное сечение берёзовыми розгами, или как образное выражения, когда речь идёт об угрозе наказать провинившегося. Остаётся только привести не очень древнюю пословицу: «Сотворил Бог дурака – сотворил и берёзу»!
Полный текст
http://www.chitalnya.ru/work/324043/